50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Чешская межвоенная (анти)утопия в теоретическом аспекте

Анна Вячеславовна Амелина
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт славяноведения РАН

онлайн
2022-03-16
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

утопия; антиутопия; чешская межвоенная литература

Тезисы

В докладе делается попытка, во-первых, представить модель исследования (анти)утопии в целом. Эта необходимость возникла в рамках разработки темы утопии и антиутопии в чешской межвоенной литературе. В этот период наблюдается, как и во многих других литературах, "волна утопичности" - было создано более трех десятков утопических и антиутопических произведений, причем эти жанры были широко представлены творчеством как признанных писателей, так и авторов массовой продукции, но если положительная утопия (в «чистом» виде) выглядит относительно предсказуемо, то реализация жанра антиутопии у них очень отличается, поскольку его канон, по сути, только начал формироваться.
В связи с этой проблемой предлагается использовать философскую основу исследования утопии, созданную в работах, прежде всего, Е.Л. Чертковой, разделяющей утопию и утопизм; это членение мы накладываем на теорию исторического развития жанров от мифа к литературе Е.М. Мелетинского и на литературоведческие работы, касающиеся теоретического описания литературных канонов утопии и антиутопии. Подключение философской основы к литературоведческому исследованию позволяет взглянуть на литературную (анти)утопию гораздо шире, сравнить между собой очень разные тексты, которые порой едва ли осознаются как (анти)утопические, неся в себе лишь некоторые выраженные жанровые элементы, и в целом понять природу трансформации утопии в антиутопию. Эта природа заключается в том, что вместо статичного идеала, возможного лишь в мире идей в платоновском духе, возникает проект практической реализации этого идеала, которая, в свою очередь, ведет к появлению антиидеала, поскольку реальность в изначальный идеал вписать невозможно — в антиутопии демонстрируется претворенная в жизнь чья-то утопия, поэтому наиболее «удобным» для нее жанром становится роман, самая динамичная и близкая в реальной жизни литературная форма. Таким образом, оппозиция «статика — динамизм» лежит в основе различения утопии и антиутопии в принципе, предопределяет разницу их жанровых констант и одновременно отделяет роман Нового времени от жанров предшествующих эпох.
Затем жанровые особенности и метаморфозы утопии и антиутопии демонстрируются на примере произведений признанного классика чешской литературы М. Майеровой ("Плотина", "Площадь республики", "День после революции"), сатирика И. Гауссманна ("Фабричное производство добродетели", рассказы и поэзия) и фантаста Я. Вайсса ("Дом в тысячу этажей", "Спящий в Зодиаке").