50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Оценка иноязычной речи студентов-лингвистов преподавателями фонетики: аспект восприятия

Наталья Витальевна Сухова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-15
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

фонетика; критерии оценки; фонетическая компетенция; VIMAP

Тезисы

Современная образовательная среда влияет на изменения учебных планов и программ дисциплин. Набор и содержание программ лингвистических профилей уходит от баланса теоретических и практических языковых дисциплин в сторону предметов, нацеленных на формирование универсальных и профессиональных компетенций. В кругу преподавателей традиционных лингвистических дисциплин появляются молодые кадры, которые воспитывались в духе компетентностного подхода. Все чаще в перечне дисциплин в программе бакалавриата «Лингвистика» находим, что «Практическая фонетика английского языка» сводится к годичному курсу (108 академических часов в семестр), или вовсе отсутствует. Однако если такой предмет есть, то преподаватели оказываются очень разнородными в своем образовании, опыте и восприятии. Данная работа посвящена анализу критериев оценки студенческих аудиозаписей преподавателями-фонетистами и является продолжение уже завершенного проекта (Sukhova, 2021). Гипотеза исследования состоит в том, что речь студентов оценивается преподавателями-фонетистами вне зависимости от критериальных установок (их отсутствия vs строго заданной матрицы оценки по сегментному и супрасегментному уровням), что в результирующем анализе покажет, что речь оценивается также, как произведение живописи. Для проверки гипотезы была выбрана нейроэстетическая модель коллектива авторов (Pelowski, Markey, Forster et al., 2017) VIMAP – The Vienna Integrated Model of top-down and bottom-up processes in Art Perception. Методика проведения данного исследования заключается в том, что преподаватели «Практической фонетики» оценивают одни и те же студенческие записи сначала в свободном режиме, без предписаний, а потом по заданному алгоритму. Полученные результаты должны доказать или опровергнуть гипотезу. Философским основанием исследования являются идеи о том, что уменьшение фонетики как дисциплины лингвистических профилей приводит к непрофессионализму со стороны преподавателей, а с другой, – что фонетическая сторона речи воспринимается индивидуально, почти также, как произведения искусства, что не имеет прямого отношения к глубоким предметным знаниям.  
Список литературы:
1)  Sukhova N.V. (2021). Phonetics as an Art: Real or Surreal Assessment Criteria?. In: Sukhova N.V., Dubrovskaya T., Lobina Y.A. (eds) Multimodality, Digitalization and Cognitivity in Communication and Pedagogy. Numanities – Arts and Humanities in Progress, vol 20. Springer, Cham.
2)  Pelowski M., Markey P.S, Forster M., Gerger G., Leder H. (2017). Move Me, Astonish Me…Delight My Eyes and Brain: The Vienna Integrated Model of Top-down and Bottom-up Processes in Art Perception (VIMAP) and Corresponding Affective, Evaluative, and Neuropsychological Correlates. Physics of Life Reviews 21: 80–125.