50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Цаконские праздники: живая и музейная жизнь традиции

Максим Львович Кисилиер
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Ирина Эдуардовна Васильева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2022-03-19
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

традиция, идентичность, модерность, антропология сообщества, цаконская культура

Тезисы

В современном научном поле вопрос традиции рассматривается в нескольких проекциях. Во-первых, это фиксация, описание (нередко — реконструирующее, построенное на изучении сохранившихся источников) тех элементов устойчивых жизненных практик, представлений, ритуалов, которые мы можем наблюдать в том или ином конкретном сообществе. В таком описании попутно присутствует процесс музеефикации традиции, что, при всех своих очевидных плюсах, вырывает ее из контекста живой, становящейся действительности. Своего рода противовесом превращения традиции в объект изолированного наблюдения служит рассмотрение ее в диахронии. Тогда фокус внимания исследователя сосредоточен на различных трансформациях, которые переживает та или иная практика во временной перспективе. Это второе, широко представленное направление изучения традиции. Наконец, третий классический подход к вопросу традиции связан с интерпретаций составляющих ее тело устойчивых поведенческих и речевых моделей, он опирается на хорошо разработанную базу семиотических исследований в области культуры.
В цаконском сообществе (Пелопоннес, Греция) фиксируемые элементы традиции на уровне фольклорных текстов и рудиментарных ритуальных практик демонстрируют общность с хорошо известными общегреческими примерами и не имеют ярко выраженной локальной специфики. Вместе с тем проведенные в течение последних 11 лет полевые исследования в этом регионе демонстрируют активно развивающийся процесс конструирования традиции. И вот как раз новые формы, возникающие в результате такого моделирования, несут на себе яркий отпечаток локальности. Не только они сами по себе заслуживают внимания и анализа, но и то, благодаря каким культурным механизмам и инструментам эти новые формы вписываются в современные жизненные практики членов сообщества. Наконец, самый главный вопрос, выполняют ли эти новые формы важнейшую для классической традиции функцию — функцию конструктивного элемента социального тела, который обеспечивает плотность связи внутри сообщества и, в конечном счете, его целостность, а значит, и выстраивания по отношению к нему собственной идентичности/ возможность идентификации с ним.