50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Оптатив и императив в выражении представлений о власти в публицистическом тексте начала XVII вв.

Татьяна Витальевна Михайлова
Докладчик
доцент
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

195 (МСТимз)
2022-03-19
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Формы оптатива и императива; оценка, публицистика Смутного Времени; представления о власти


Тезисы

Изучение представлений о власти в русском обществе начала XVII века на основе анализа релевантных для этого текстов публицистики — текстов Смутного Времени, актуально, на взгляд автора настоящей статьи, еще и в контексте сегодняшних реалий. Описываются функции оптативов и императивов в текстах, которые отражают искания в области русской доктрины власти. Анализируются контексты из повестей Смутного Времени. Их авторы были современниками событий, их оценки построены на различных точках зрения, некоторые книжники оправдывают своё (то или иное) поведение в эпизодах Смуты. Достаточно часто в императивных и оптативных конструкциях субъектом становятся демократические народные сообщества. Взаимодействие императивов и модальной семантики обусловлено включением описаний каузации, способов контроля ситуаций. Оптатив же отличен по формам каузации, не предполагает контроль со стороны Говорящего. Цель сообщения — рассмотрение оптативной, императивной и оценочной семантики да-конструкций, например: «…на волю их, да поставят на государство Московское Бориса». Уже в начале XVII века такие конструкции воспринимаются как архаизированные формы. Нами выделяется оптативный императив (В.Б. Касевич в нем видит делегированное побуждение). Да-конструкция = оптативный императив используется, к примеру, в описании избрания царем Бориса Годунова. Поскольку тексты появились (и далее редактировались) после 1613 года, это происходит на фоне невыгодного сравнения вышеназванного избрания с венчанием на царство Михаила Романова. В «Ином сказании»: «И таковым лукавством на милость ея обратиша, яко чающе истинное всенародная множества радение к нему …дает им на волю их, да поставят на государство Московское Бориса». Отмечается способ воздействия на настроение толпы — организованные Борисом Годуновым крики: «Народи же излиха вопияху страшным гремением: овии от препростого ума своего, овии же научени быша, другии же страха ради, да вси единогласно вопиютъ, дабы хоругви царства удержал». В текстах об избрании Шуйского: «Государь великий болярин князь Василей Ивановичь, не мы тебя избираем, но Бог тебя изобрал нам за твое к Богу великое страдание и терпение». Императивные и оптативные смыслы переплетаются. В рассмотренных контекстах делегированная каузация позволяет передать тонкие смыслы косвенного побуждения. Интересен фактитивный императив, выражающий благословения или проклятия (Н.Р. Добрушина рассмотрела его на материале кавказских языков с их формами для пожелания добра и зла). Можно сравнить с древнерусскими конструкциями: «Аще кто благоверен и благочестив хощет быти, да с радостию придут слова слушать Божия». Итак, да-конструкции при всем разнообразии материала целенаправленно используются книжниками, когда необходимо скрыть прямую каузацию.