50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Автор и Писатель в различных типах сознания

Наталья Владимировна Халикова
Докладчик
профессор
Московский государственный областной университет

195 (МСТимз)
2022-03-18
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Концептуальный анализ; В.В. Колесов; Автор и Писатель; семантическая оппозиция 


Тезисы

Изучение семантических оппозиций с помощью концептуального анализа по методу В.В. Колесова (2012, 2019, 2021 и др.) позволяет увидеть в синонимическом ряду дискурсивно обусловленную привативную оппозицию АвторПисатель / Художник. В русской книжной культуре она входит в ментальную парадигму художник, сочинитель, литератор, творец. Изданная в 2021 г. небольшим тиражом книга В.В. Колесова «Концептуальное поле русского сознания», содержащая типологию концептов (конструктивные, ментальные, содержательные), позволяет нам относить Автор / Художник / Писатель к содержательному типу. Помимо обыденной, существуют разновидности художественно-критической и научной (филологической) рефлексии, как сознательной – в виде сентенций, так и подсознательной – в синтагматике. В поэтике Автор и «образ автора» - научные концепты с образно-метафорическим пространством. Концепт понимается как «схватывание» природы вещи «в ее проявлениях путем связывания высказываний в одну точку (зрения) при определяющей роли разума» [Колесов 2019: 428]. При концептуальном поэтапном анализе создавался «текст» из смыслов высказываний «в их подсознательном выражении» (Колесов); вначале из словарей и русских писательских дневников были выделены соответствующие предикаты для понятий Автор / Писатель / Художник и затем распределены по основаниям (что?), условиям (как?), логическим причинам (почему?) и конечным причинам (зачем?). Затем такие же операции были проделаны на материале научной прозы тех ученых, кто занимался соответствующей темой. Сопоставлялись писательская рефлексия и строгая семиотическая система науки.  В структуре ядра концепта обнаружены семы, не зависящие от дискурса. По соотношению с действительностью Художник 'показывает' ее в невольном акте творчества, он смотрит; Писатель сознательно, в силу своего служения 'угадывает ее, сообщает', делает понятными «части бытия», Автор 'оценивает' и 'мыслит' - отдает, будучи «углом сердца», «расширением души». Автор всегда – условие («принцип интеллигентности» Чехова, «безмерности» Цветаевой, «интенсивности» – Тютчева). Писатель – цель. Привативная оппозиция Автор – Писатель реализована в научной картине мира несколько иначе, чем в обыденной: внутренняя индивидуальная языковая сущность Автора и внешняя (социальная) роль Писателя, его «духовная собственность»; свобода мысли Автора, его знание о чем-либо, выраженные в знаках языка, форме – и возможная свобода или зависимость Писателя, качественная ценность несомой им идеи, культуры, содержания. В зависимости от типа сознания выстраиваются противопоставления Автор – Читатель, Автор – Герой, Автор – Язык (Речь, Мысль). Литература: Колесов В.В. Основы концептологии. СПб.: Златоуст, 2019. 776 с.