50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Нарраторы произведений Д. Хадзиса — лики абстрактного автора.

Анна Александровна Сатдарова
Докладчик
преподаватель
Военный Университет Министерства Обороны Российской Федерации

Греческий институт (онлайн)
2022-03-17
17:25 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

новогреческая литература; послевоенная новогреческая проза; Димитрис Хадзис; нарратор; абстрактный автор

Тезисы

Нарраторская коммуникация может быть чрезвычайно ярким элементом литературного произведения: нарратора может отличать своеобразная речевая манера, пространные отступления, черты характера, проглядывающие сквозь повествовательную канву и пр. В произведениях Д. Хадзиса, однако, таких нарраторов чрезвычайно мало. Зачастую читатель представляет на месте субъекта звучащей речи самого писателя, обращающегося к своей публике как будто напрямую, без посредника в лице нарратора. С точки зрения нарратологии, нарратор, сколь нейтрален бы он ни был, не сливается с абстрактным автором, а является его порождением. [Шмид 2003: 72]
Абстрактный автор, в свою очередь, — атрибут конкретного текста. Каждому произведению соответствует свой абстрактный автор. Но можно говорить об абстрактном авторе всего творчества. В случае с Д. Хадзисом, этот тезис подтверждается еще и тем, какое место занимают в его творчестве сборники рассказов, которые, с одной стороны, представлены как целостные произведения, а с другой, каждый рассказ может восприниматься по отдельности.
В произведениях Д. Хадзиса можно выделить нарраторов двух типов. Нарраторы первого типа представляют собой галерею автопортретов абстрактного автора, воплощают основные присущие ему черты, а именно: принадлежность к писательскому труду, определенность идеологической позиции. Таковы нарраторы абсолютного большинства произведений: «Φωτιά», «Το τέλος της μικρής μας πόλης», «Ανυπεράσπιστοι», «Θητεία (αγωνιστικά κείμενα 1940-1950)», «Σπουδές» (кроме рассказа Το φονικό της Ιζαμπέλλας Μόλναρ), один из нарраторов романа «Το διπλό βιβλίο». Нарраторы второго типа появляются в произведениях зрелого творчества автора: «Σπουδές» (рассказ Το φονικό της Ιζαμπέλλας Μόλναρ), «Το διπλό βιβλίο». Они, в свою очередь, являются носителями черт, противоположных чертам предполагаемого абстрактного автора. 
Нарраторы произведений разных лет обнаруживают последовательные изменения, которые соответствуют логике развития творчества Д. Хадзиса, в частности: 
  • снижение идеологического пафоса;
  • игра с границами фиктивного мира, попытка их преодоления. 
Эти две стороны взаимосвязаны: снижение значения идеологии сокращает дистанцию между нарратором и читателем, что наблюдается не только в нарраторской коммуникации, но и в других элементах поэтики произведений. 

Литература:
  • Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  • Ильин И.П. Нарратор // Современное зарубежное литературоведение (страны За­падной Европы и США): концепции, школы, термины: Энциклопедиче­ский справочник / Ред.-сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М., 1996. С. 79-81.