50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Добрый человек в русской пословичной картине мира (лингвокультурологический аспект)

Хуэй Чжан
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

201 (онлайн)
2022-03-15
17:30 - 17:45

Ключевые слова, аннотация

пословичная картина мира, добрый человек, пословица, установка культуры, оппозиция

Тезисы

Прилагательное добрый частотно в русских паремиях. В русских пословицах, употребляясь применительно к человеку, оно подвергается субстантивации. Пословицы вербализуют следующие установки культуры: если человек родился добрым, он не может стать злым (Родится добр, не может быть зол, а родился зол – не может быть добр); невозможно быть добрым ко всем без исключения (Всяк добр, да не до всякого), человек, пытающийся быть добрым ко всем, причиняет зло себе (Каждому добрый – себе злой); нужно уважительно относиться к добрым людям и избегать общения со злыми людьми (Доброго чти, а злого не жалей; Доброго держись, а от худого удались; С добрыми дружись, а лукавых берегись), добрый человек положительно влияет на других (С добрым поведешься – добро переймешь, с худым поведешься – худое переймешь). Доброму человеку не всегда хорошо живется: И добрый временами плачет, а худой скачет. Добрый довольствуется малым, радуется жизни: Доброму человеку – что день, то и праздник; Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. Добрый человек умеет сопереживать: Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Прилагательное вступает в пословицах в следующие оппозиции: добрый – злой, добрый – худой, добрый – лукавый. Интересны пословицы компаративной структуры, в которых добрый человек сравнивается с каменным мостом, с засеком хлеба, с сердитым человеком: Добрый человек лучше (надёжнее) каменного моста, Добрый сосед — как хлеба засек; Добрый человек скорее дело сделает, чем сердитый. Эталоном доброты служит образ матери: Тепло, да не лето, добра, да не как мать.Встречаются ироничные пословицы: Добрый вор без молитвы не украдет; Добр Мартын, коли есть алтын.Обращают на себя внимание сочетания «добрые люди» и «добрый молодец» в составе пословиц, в которых прилагательное сохраняет значения, свойственные ранним периодам существования русского языка. Добрые люди – это хорошие во всех отношениях люди, значение прилагательного здесь отличается семантическим синкретизмом: За (На) кого бог, за (на) того и добрые люди; Богу хвала, а вам (а добрым людям) честь и слава. Добрый молодец – физически здоровый, молодой человек: Добрые молодцы не женятся, красны девицы замуж нейдут.Пословицы о добром человеке составляют большой по объему фрагмент русской паремиологической картины мира, нуждающийся в детальном лингвокультурологическом изучении.