50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Текст как субъект и объект: статус текста в современном театре

Елена Курант
Докладчик
преподаватель
Ягеллонский университет (Польша)
Катажина Сыска
Докладчик
аспирант
Ягеллонский университет, Краков

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
18:00 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

текст для театра, постдрама, повествовательный театр, новая драма, визуализация текста

Тезисы

Теоретики театра (Ж.-П. Сарразак, Х.-Т. Леман) писали о кризисе драматического текста в его традиционной форме, как составляющего более глобального кризиса мимезиса. Постдраматический театр стал реакцией на этот слом. При этом его нельзя назвать посттекстуальным, хотя статус текста в нем существенно меняется: «Многие комментаторы резонансной концепции постдраматического театра Х.-Т. Лемана обращают внимание, что постдраматичность не тождественна постлитературности» (Д. Косиньски 2005). Эти изменения колеблются в пределах двух полюсов. С одной стороны, абсолютизации текста, когда слово и взаимоотношения актера с текстом становятся главным объектом театрального события, что зачастую предполагает редукцию визуального ряда и актерской экспрессии. Этот поворот «от драматургии текста к драматургии языка» (П. Руднев) созвучен концепции «новой оральности» или «театра с принципом повествования» Х.-Т. Лемана. Отсюда особая популярность читок как формы речевого театра, целью которых является представление текста как такового, без актерской игры и режиссерских интерпретаций. Перформативная функция языка усиливается за счет отказа от коммуникативности. На другом полюсе располагаются явления, в которых слово сводится к функции одного из элементов гетерогенной материи спектакля наряду с другими cоставляющими, как например: пространство, движение, голос, видеоинсталляция, или даже становится визуальным реквизитом. Структура может размыкаться, выводя текст в область гипертекста, медиатекста, который является артефактом сам по себе. В рамках данного исследования планируется рассмотреть различные модусы существования текста на сцене, выходящие за пределы классической формулы взаимодействия, сцена – текст. В качестве анализируемого материала будут привлечены польские и российские тексты и спектакли последней декады: «Закрытое исследование. New constructive ethics» (2021) И. Вырыпаева, «Фо Хер» (2020) О. Казаковой, «Злая девушка» (2013) П. Пряжко, «Я свободен» Д. Волкострелова / П. Пряжко (2013), «Город-герой» (2016) Е. Бондаренко, М. Гацалова, Т. Рахмановой, «Топливо» (2015) С. Александровского, «1968. Новый мир» (2014) Д. Волкострелова, «Агон» (2021) Д. Кнапик, «Концерт по заявкам» (2014) Яны Росс и другие.