50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Обучение осложненному предложению в курсе РКИ

Ирина Александровна Старовойтова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
18:00 - 18:15

Ключевые слова, аннотация

Простое предложение; сложное предложение; осложненное предложение; обучение синтаксису в аспекте РКИ.

Тезисы

Целью обучения синтаксису в практическом курсе РКИ являются усвоение знаний о синтаксической системе и умение употреблять нужные синтаксические структуры в речевой деятельности. В синтаксисе рассматриваются вопросы об активном владении речью, как выражается то или иное значение, смысл. Поэтому часть синтаксической информации должна быть описана с помощью функционального подхода. Что касается путей введения учебного материала, то наряду с заучиванием готовых моделей и стандартов, необходимым считается осознание и понимание структуры и смысла предложения. Изучение простого и сложного предложения в аспекте РКИ достаточно хорошо представлено в методической литературе, что нельзя сказать про осложненное предложение, к которому относится предложение с вводными и вставными конструкциями. В методическом плане вводным конструкциям уделялось внимание, можно вспомнить некоторых авторов, занимавшихся этой темой. Вводные конструкции, подобно вставкам, не являются членами предложения и позволяют говорящему воздействовать на адресата. На их использование влияет авторское видение. Поэтому чтобы разработать методику обучения скобочному синтаксису, целесообразно изучить методику преподавания вводных конструкций, как описанный в методике пример осложненного предложения. В «Книге о грамматике» представлена классификация вводных конструкций по признакам: семантические, морфологические, синтаксические, коммуникативные и стилистические. Семантическая классификация имеет особое значение для обучения русскому языку нерусских, так как она помогает учащимся осознанно использовать их в речи. Поэтому так важно обратить внимание учащихся на коммуникативные роли вводных конструкций в речи. Теоретический материал академической грамматики, опыт коллег, занимавшихся изучением осложненного предложения, учёт общедидактических и частнометодических принципов обучения, например, принцип активности, принцип наглядности, принцип системности, принцип коммуникативности, принцип синтаксической основы, принцип мотивации позволил предложить комплекс упражнений для обучения вставным конструкциям: упражнения на наблюдение, анализ и осмысление вставных конструкций, условно-речевые упражнения и речевые упражнения. В докладе будут представлены примеры, иллюстрирующие вышеуказанные упражнения.