50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Репрезентация адресанта в лирике М.Ю. Лермонтова

Елена Васильевна Зырянова
Докладчик
доцент
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

онлайн (МСТимз)
2022-03-18
18:00 - 18:15

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: адресант, говорящий, лирика, М.Ю. Лермонтов

Тезисы

Данная работа посвящена анализу коммуникативной структуры лирического произведения, а именно рассмотрению проблемы репрезентации адресанта в лирике М.Ю. Лермонтова. В большинстве лирических произведений адресант чаще всего эксплицирован в тексте формами личных местоимений. Он прямо заявляет о себе, своих желаниях, выражает свои эмоции, оценки, мнения и может быть отождествлен с реальным автором. Именно такого адресанта мы встречаем в стихотворениях «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…» и др. Нередко жанр стихотворения указывает на способы экспликации адресанта. Например, в стихотворениях-молитвах, стихотворениях-посланиях чаще всего «Я» говорящего явно выражено. В лирике М.Ю. Лермонтова можно встретить стихотворения, в которых адресант для выражения своего «Я» использует личное местоимение мы. Иногда мы используется с целью интимизации (такое мы характерно для любовной лирики поэта), иногда под "мы" понимается общество, в котором присутствует автор (такое "мы" есть в стихотворениях «Чаша жизни», «Дума» и др). В таких текстах лирический герой говорит о своем поколении, о некоем состоянии пустоты, пресыщенности жизни.В лирике М.Ю. Лермонтова адресант может быть выражен местоимением мы в обобщенном значении: мы – это не некая группа людей, общество, к которому относит себя лирический герой, а человечество вообще. Например, такое мы встречается в стихотворениях «Одиночество», «Земля и небо» и др. Обобщённость заключается в том, что это мы несёт в себе общезначимость, так как оно включает в себя и «я», и «ты», и «они». Не всегда представляется возможным четко провести грань между «я» собственным (когда адресант говорит мы о некой группе людей, к которой он принадлежит) и «Я» обобщенным. Зачастую непонятно, подразумевается ли под мы «мы с тобою» (а это выражение собственного Я ) или «мы, люди» (т.е. выражение обобщенного Я). В лирике часто встречаются примеры, когда адресант явно не выражен в тексте. В нарративе для таких текстов характерна аукториальная повествовательная ситуация с имплицитным неперсонифицированным повествователем. Подобного имплицитно представленного адресанта можно найти в стихотворении «Парус»,в котором главный художественный образ – парус – сопоставляется с лирическим субъектом. Отметим, что отсутствие эксплицитного «Я» характерно в основном для пейзажной и философской лирики поэта. Имплицитно представленный адресант в таких случаях является наблюдателем, мыслителем.