50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Концептуальные метафоры и катафатическое богословие

Сергей Викторович Чебанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

193
2022-03-16
16:25 - 16:45

Ключевые слова, аннотация

Концептуальная метафора; катафатическое богословие; концепт; неопределяемое понятие; аксиоматика; категории

Тезисы

Дж. Лакоффом и его коллегами по когнитивной семантике показано, что значительная часть лексики естественного языка обозначает не понятия логики (с дефинициями, выделенными существенными признаками, разными классами несущественных признаков, родовидовыми отношениями), а концепты с нечёткими свойствами (задаются толкованиями - иногда очень развёрнутыми, определяются не отдельными признаками, а их типовыми сочетаниями, характеризуются выделением центра и периферии, складывают идеализированные когнитивные модели, с разными типами организации). Концептами являются наиболее общие категории специализированных областей знания (так, "неопределяемое понятие" в аксиоматических системах - точка в геометрии Эвклида - концепт). Концептуальные метафоры (КМ) - значительная часть концептов, используемые для описания реалий не с помощью специфических для них средств, а метафорически. При этом требуется сохранение "когнитивной топологии" - подобие отношений между задаваемыми КМ компонентами сферы-источника и сферы-мишени. При такой трактовке границы обычной и КМ размыты. Среди КМ можно выделить радикально-концептуальные метафоры (РКМ), представляющие сферу-источник с неизвестными или непостижимыми свойствами. Таковы метафоры передающие происходящее со временем - оно идёт, течёт, бежит, тянется, длится, несётся, летит... Философы, физики, астрономы, геологи, психологи, биологи не могут сказать, что происходит со временем. Описания времени иногда подменяются метонимически с ним связанным описанием измеряющих его часов (так, выражение "время течёт" связано с водяными часами). Подобным образом только РКМ описают то, что происходит с дождём или снегом. РКМ необходимы для областей знания, в которых отсутствует самостоятельная (не опосредованная) эмпирическая база. Так, ароматы кварков (странность, очарование, прелесть и истинность) в квантовой физике - РКМ. Такой областью является и богословие. Апофатическое богословие строится на отрицании всех определений божественного, катафатическое исходит из того, что «то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 1 гл. IV), поскольку "Мы видим [Бога] как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1Кор.13:12). Это дает основания говорить о том, что катафатическое богословие построено на РКМ (ср. в §1 гл. 2 говорится о создания трактата "О небесной иерархии" для того, "чтобы мы не представляли грубо, подобно невеждам, небесных и Богоподобных умных сил, имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с птичьими перьями"). Учитывать это нужно чтобы не порождать сентенций типа "Гагарин летал на небо и Бога не увидел", обнаруживающих необразованность атеистов.