50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Мотив смерти в пьесах Эльфриды Елинек

Елена Александровна Придорогина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

615
2022-03-18
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Елинек; драматургия; женственность; смерть; вампиризм; гендер.

Тезисы

Доклад посвящен поэтике смерти в пьесах австрийской писательницы Эльфриды Елинек (1946 г.р.). В качестве материала исследования выбраны ранние  пьесы автора: «Что случилось после того как Нора оставила мужа, или Столпы общества» (1977) «Клара Ш.» (1981), а также «Болезнь, или современные женщины» (1987). Мотив смерти звучит лейтмотивом во многих прозаических и драматических произведениях Елинек. О своем отношении к смерти автор заявила еще в своей Нобелевской лекции 2004 г. «В стороне»: «Дело в том, что существует слишком много мертвых, за которыми я вынуждена присматривать». Действительно, ее персонажами часто становятся мертвецы, вампиры, существа, балансирующие между жизнью и смертью,  наполовину живые, обескровленные и питающиеся чужой кровью и т.д. В пьесах Елинек они воплощают собой метафорические образы смерти и транслируют   читателю и зрителю идеи, ставшие центральными в творчестве писательницы: разрушение повседневных стереотипов, проблема свободы личности в современном обществе, а также противостояния мужского и женского,  человека и природы, общества и личности.В ранних пьесах Елинек одной из ключевых метафор смерти является женственность. Умиранию, потере сил или буквально «обескровливанию», вампиризму и «жизни» за счет смерти другого человека подвержены женские персонажи писательницы. Примечательно также, что граница между жизнью и смертью, миром живых и мертвых представляется героям Елинек достаточно зыбкой. «Обескровливание» от тяжелой работы, утрата женственности и объективизация личности стало рутиной для работниц фабрики в пьесе «Что случилось…. ». Вампиризм позволил  героиням Елинек вырваться за пределы стереотипного общественного осознания, обрести свою идентичность и реализовать себя как личность. Смерть разрушила гендерные стереотипы и вернула героиням Елинек голос, предоставив шанс  поделиться своими мыслями  и быть услышанными. Наконец, только смерть помогла героиням реализовать свои творческие амбиции.Таким образом, метафоры смерти в ранних пьесах Елинек позволяют автору обратиться к проблемам современного общества и вывести проблему женской эмансипации и гендерных стереотипов на уровень характерного для литературы постмодерна противостояния общества и личности.