50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Типы языковых значений как базовая категория при анализе речевой композиции текста

Владимир Иванович Коньков
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (МСТимз)
2022-03-18
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

Функциональные типы речи; типы языковых значений; речевая композиция текста; речевая форма; социальное-пространство-время; хронотоп.

Тезисы

Анализируя речевую композицию каждого конкретного текста, представляющую собой последовательность речевых форм, мы в качестве составляющих её элементов выделяем не просто описание, повествование или рассуждение, а совершенно конкретные их разновидности. Специфика таких речевых форм определяется прежде всего типом языковых значений, которые формируют содержание речевой формы, её смысл. Мир, окружающий автора, предстаёт в тексте в нескольких семантических ипостасях (мы имеем в виду здесь работы по семантике Н.Д. Арутюновой). Прежде всего автору дан чувственно воспринимаемый мир, мир видимый, слышимый, обоняемый, осязаемый. В тексте этот мир представлен на основе значений идентифицирующего типа, носителем которого является идентифицирующая лексика. Мы говорим в этом случае о изображении мира, которое создаётся описательными и повествовательными речевыми формами. Рассуждение при изображении этого мира использовано быть не может, поскольку существование предметов как материальных образований, как вещей, определяется пространственно-временными координатами, но не логическими отношениями. Вторая семантическая ипостась представленного в тексте мира – мир событий, то, что так или иначе мыслится вписанным в нашу жизнь. Семантика событийного типа представлена предложениями с выраженным авторским личностным началом. На основе событийной семантики формируются отдельные разновидности как описания и повествования, так и рассуждения (практическое рассуждение). Чувственно воспринимаемый мир и мир событий публицистического текста привязаны к конкретным координатам социального пространства-времени, в виртуальном мире художественного произведения они определены в аспекте категории хронотопа. Третья семантическая ипостась представленного в тексте мира – мир фактов, мир информации. Семантика факта наиболее явно представлена простыми предложениями, максимально лишёнными средств выражения личностного начала. Мир информации упорядочен на основе различного рода отношений между его компонентами (отношения детализации, уточнения, перечислительные, обусловленности и др.). Хотя мир информации, фактов сообщает нам сведения о мире событий, сами его элементы не упорядочиваются на основе пространственно-временных отношений. Именно поэтому М.П. Брандес вводит в научный оборот такую речевую форму, как информационное сообщение. Об описании и повествовании здесь можно говорить лишь с большой долей условности. Мир абстрактного, отвлечённого знания в научном тексте формируется на основе законов формальной логики и существует вне пространственно-временных отношений. Описание в таком тексте не является описанием в том смысле, в каком оно является описанием в художественной речи.