50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Особенности драматургии футуристических синтезов

Евгения Геннадьевна Грушевская
Докладчик
старший преподаватель
МГУ имени М.В. Ломоносова

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: итальянский футуризм, футуристический театр, футуристические синтезы, теоретические манифесты, Ф. Т. Маринетти.

Тезисы

Итальянские футуристы одними из первых предприняли трансформацию классического театра. В изобретенном ими жанре «синтезов» они использовали приемы театра варьете с целью подставить под вопрос традиционную роль зрителя, реализм как художественное направление и традиционные формы драматургии. Синтезы итальянских футуристов отличаются большим многообразием, однако общим для них является условность изображаемых сцен, подчеркнутый алогизм, акцент на эффекте удивления, неожиданности, а также стремление вовлечь публику в представление. Программная краткость позволяла в рамках одного показа представить зрителям несколько различных синтезов, что создавало эффект коллажа. Теоретическое основание синтезы получили в манифесте «Театр варьете», написанном лидером футуристов Ф. Т. Маринетти в 1913 году. Представления театра варьете виделись им как наиболее адекватное отражение современности, «тигель, в котором кипят элементы подготовляющейся новой чувствительности». В манифесте «Футуристический синтетический театр» 1915 года авторы провозглашали создание футуристического театра, воздействующего не на разум, а на чувства зрителей с помощью сочетания различных театральных средств. Наиболее важным для них является понятие автономности театра, отказ от фотографического воспроизведения реальности, а также ориентация на эмоциональное и чувственное воздействие на публику. Данными теоретическими установками определяется и новая драматургия, предложенная футуристами. Ряд синтезов воспроизводит традиционные темы буржуазной драмы, но в пародийном ключе (например, синтезы У. Боччони «Поднимающееся тело», «Гений и культура»). Авторы отказываются от доминирующей роли актера на сцене, ограничивают сферу актерской игры только демонстрацией его конечностей (синтезы Ф. Т. Маринетти «Основания» и «Руки» в сотрудничестве с Б. Корра); вводят в качестве действующих персонажей неодушевленные предметы («Они приходят» Ф. Т. Маринетти). Поскольку синтезы обозначали максимальное сжатие драматургии, то иногда они состояли только из одной реплики или звука, которые и заключали в себе драматургический конфликт («Негативный акт» Б. Корра и Э. Сеттимелли, «Взрыв» и «Нет собаки» Ф. Канджулло).  В ряде синтезов можно наблюдать стремление воздействовать на зрителей, вовлечь их в представление («Из окна» А. Коррадини и Э. Сеттимелли, «Сумасшествие» М. Десси, «Свет!» Ф. Канджулло).  В центре данных постановок – изменение эмоционального состояния всех присутствующих. Наконец, ряд пьес построен на работе с языком, в них можно отметить стремление подвергнуть сомнению роль языка как конвенционального средства общения.