50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Развитие когнитивно-коммуникативных навыков и их связь с использованием линейных структур языка

Ульяна Викторовна Новикова
Докладчик
доцент
Кубанский государственный технологический университет

195 (МСТимз)
2022-03-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Информация, линейные структуры, речь, язык, грамотность, коммуникативные навыки.


Тезисы

В последние десятилетия прослеживается тенденция ухода от использования линейных языковых структур к мультимедийным семантическим конструкциям. Текст выглядит уже не как ряд последовательно сменяющих друг друга элементов: слов, предложений, сложных синтаксических целых. Система языка выполняет скорее метаязыковую функцию: выступает своеобразным мостиком между видеофрагментами, схемами, таблицами, пиктограммами, рисунками. Меняется скорость продуцирования и восприятия информации, способы ее хранения, передачи и воспроизведения. Активно формируются новые когнитивные модели, основной единицей речи иногда признается текст или даже макротекст. Усиленно развиваются методы технически опосредованного общения и обучения. Смысл языкового знака меркнет перед яркостью слайдов презентаций.
Удивительным и странным в эпоху мультимедиа кажется обнаружение такого эффекта, как вторичная, или функциональная, неграмотность. Казалось бы, это необъяснимо, но на самом деле напрямую соотносится с уменьшением использования линейных языковых структур. Иначе говоря, с утратой способности носителя языка продуцировать собственный текст и адекватно воспринимать чужой. В ходе лингвистических экспериментов, анкетирования и опросов удалось установить некоторые особенности восприятия и продуцирования линейных языковых конструкций студентами технического вуза.1.    У 3% студентов сохраняется послоговое чтение. 2.    87% студентов не способны точно воспроизвести смысл предложения, если в нем больше 10 слов. 3.    40% испытывают трудности при чтении литературных произведений. 4.     77% имеют трудности с восприятием идиоматических выражений. 5.    76% студентов после восприятия мультимедийной информации чувствуют опустошение, раздражение, безразличие, указывают на отсутствие каких-либо эмоций. 6.    47% студентов с трудом создают собственный текст на заданную тему без подготовки. 7.    21% студентов затрудняется в написании собственного текста даже после дополнительной подготовки. 8.    19% студентов чувствуют интерес к чтению. 9.    22% студентов уверены, что знание русского языка поможет им стать более успешными в жизни. 10.  2% студентов способны понимать сложные тексты, анализировать, переосмысливать информацию. Бедность речи, отсутствие навыков работы с текстом, неумение выполнить комплексный анализ художественного текста, разделить главную и дополнительную информацию, грамотно выразить собственные мысли и правильно понять чужие – вот результат уменьшения работы с линейными структурами языка.