50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Наполнение учебника английского языка для магистрантов-дизайнеров на основе анализа ситуаций профессионального общения

Екатерина Сергеевна Марницына
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

406 ( онлайн МсТимз)
2022-03-18
12:50 - 13:05

Ключевые слова, аннотация

ESP, CLIL, анализ нужд студентов, анализ ситуаций профессионального общения

Тезисы

Идея преподавания иностранного языка для специальных целей в вузах развивается с 1960-ых годов, и основным здесь стало обращение к дискурсу через изучение грамматики, лексики, стилей и жанров, в настоящее время сюда стали добавлять надпрофессиональные и академические навыки. При этом нет единого понимания, а следовательно и системы преподавания языка для специальных целей будущим специалистам в различных областях. Во многих вузах и среди многих специалистов до сих пор бытует мнение о том, что преподавание ESP можно полностью строить на изучении специальной лексики и чтении текстов по специальности. Более того, уже четверть века назад некоторые исследователи обратили внимание на то, что преподаватель ESP должен выполнять сразу несколько ролей: (1) собственно преподаватель, (2) соавтор, (3) исследователь, (4) дизайнер программ и разработчик учебного материала и (5) специалист по оценке (Dudley-Evans et al, 1998, с. 13). Все эти роли становится особенно сложно совмещать в начале 21 века, когда наука и ее развитие резко изменились и ушли вперед. Поэтому неудивительно, что многие практикующие исследователи считают анализ нужд студентов в целом, а так же анализ и прогноз будущих ситуаций профессионального общения ключевым фактором при разработке учебных программ и их содержательного наполнения. В данном докладе мы проанализируем анкеты студентов-магистрантов, изучающих дизайн, и преподавателей дизайнерских дисциплин, в которых они называют ситуации профессионального общения, где им чаще всего нужен иностранный язык. Названные ситуации с точки зрения преподавателя иностранных языков можно разделить на следующие группы: устное общение с непрофессионалами; устное общение с профессионалами; английский язык для академических целей; навыки работы с литературой по специальности; навыки письменного общения для записей в социальных сетях и продвижения личного бренда. Несмотря на то, что результаты опроса кажутся довольно очевидными, составление программ и учебных пособий на основе конкретных указанных специалистами ситуаций (например: объяснение технических рисунков при производстве за рубежом), поможет не просто создать востребованный учебник по ESP в сфере дизайна, которого на сегодняшний день нет, но и разделить ситуации на две категории: собственно ESP и занятия на основе методов CLIL. Первую группу смогут вести преподаватели иностранного языка, а вторая группа должна разрабатываться и внедряться в учебный процесс в непосредственном сотрудничестве с профессионалами в сфере дизайна. Только такой подход позволит создать современный учебник, отвечающий всем нуждам отрасли и ее участников.

Dudley-Evans T., Maggie-Jo St J. Developments in English for specific purposes: a multi-disciplinary approach. Cambridge: CUP, 1998. 301 с.