50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Устный публицистический текст: лингвометодическая интерпретация (в аспекте РКИ)

Ирина Александровна Гончар
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (МСТимз)
2022-03-18
15:30 - 15:45

Ключевые слова, аннотация

Устный текст; монолог; диалог; функции рассуждения; интенция.

Тезисы

Устные публицистические тексты с полным правом привлекаются в учебных целях при обучении иностранных учащихся русскому языку. В Государственном образовательном стандарте по русскому языку как иностранному для Третьего уровня общего владения предъявляются требования осуществлять речевое общение в устной форме в рамках ряда тем, которые особенно ярко представлены в различных популярных ток-шоу при обсуждении актуальных для жизни России событий.  Используя на уроке такие тексты, преподаватель  преследует цель не только совершенствования аудитивных умений, но и сообщения важной страноведческой информации. Успешной методической интерпретации таких текстов  предшествует их рассмотрение как лингвистических феноменов.  Такие тексты, как правило, внешне похожие на монологи, на самом деле представляют собой  развернутые  реплики диалога, инкорпорированные в  большой общий диалог/полилог. Это тот случай, когда «реплики превращаются в логически развернутые рассуждения, полемически заостряются, разрастаются в адресованные собеседнику монологи, а весь диалог становится системой диалогически соотнесенных и сопоставленных монологов» (Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста//Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987). Важную роль при этом играет личность говорящего. В целом ряде случаев высказывания принадлежат уважаемым, известным, патриотически настроенным  людям. К ним, без сомнения, относится признанный кинорежиссер Карен Шахназаров. Его выступления особенно интересны тем, что это всегда смелый и нестандартный взгляд Артиста. Несмотря на очевидную спонтанность и эмоциональность высказывания и вытекающие из нее некоторые незначительные речевые сбои (на Третьем уровне они не должны мешать восприятию и пониманию звучащего текста учащимися), автор речи всегда точно ведёт линию своей основной идеи. Продуцируемый текст становится дважды идеологическим: как с точки зрения содержания, так и с точки зрения выбора формы изложения (рассуждение). Из трех важнейших функций рассуждения: информирования, побуждения и аргументирования – именно макро-интенция побуждения  оппонентов к принятию определённой точки зрения становится текстообразующей. Значительное количество ярких эмоциональных оценок, с точки зрения автора текста, оказывается недостаточным, что приводит к необходимости использования повествовательных вставок-примеров из личной жизни.  Именно они функционируют в тексте как убедительные аргументы, но требуют расшифровки, которая должна стать отдельной задачей для слушателей-инофонов. Подчёркнутая перволичность в построении высказывания Мне очень понравилось; Я должен сказать; Я вспоминаю; Я бы хотел сказать и т.д. становится скрепой всего текста.