50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Традиции австрийского театра XVIII столетия и новаторство Эмануэля Шиканедера в опере «Волшебная флейта»

Татьяна Сергеевна Орлова
Докладчик
аспирант
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица
Юлиана Владимировна Каминская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

История театра; австрийский театр; венский народный театр; Шиканедер; Просвещение.

Тезисы

Литературоведческое изучение музыкального наследия представляет большой интерес для науки, поскольку позволяет увидеть словесность в ее особенной ипостаси, во взаимодействии с совершенно иным, но близкородственным искусством. Вместе с тем очевидна недостаточность работ, посвященных, например, литературной стороне оперного искусства. Соответственно, оперы традиционно ассоциируются прежде всего с творчеством композиторов и считаются предметом, на который должны быть направлены преимущественно, а подчас и исключительно, усилия музыковедов. Таким образом воспринимаются даже те оперы, в которых, как в «Волшебной флейте» («Die Zauberflöte», 1791), композиторы вступали в сложное и многогранное сотворчество с либреттистами. Их наследие также заслуживает самого пристального внимания и может внести значительный вклад в изучение отдельных эпох.
Доклад посвящен результатам исследовании биографии и творчества Эмануэля Шиканедера (Emanuel Schikaneder, 17511812), что необходимо, поскольку творческая деятельность Шиканедера в контексте эпохи Просвещения, его новаторство обойдены целенаправленным исследовательским вниманием.
Шиканедер указан в театральной программе к любимой по всему миру «Волшебной флейте» В. А. Моцарта (Mozart, 1756–1791) в качестве автора либретто. Вместе с тем достижения Шиканедера в этой последней опере великого композитора выходят далеко за рамки традиционной работы либреттиста. Можно с уверенностью утверждать, что Шиканедер, хотя о нем сохранилось мало сведений, был активным деятелем театрального искусства австрийского Просвещения.
Так, например, Шиканедер успешно развивал демократическое направление австрийского театра в XVIII веке. Именно специфически понимаемая «народность» стала тем свойством, которое на рубеже XVIII–XIX веков отличало культурное пространство Австрии от немецкого. Таким образом, Шиканедер не только способствовал сохранению культурного своеобразия Австрии, но и внес значительный вклад в сохранение многовековой народной традиции австрийского искусства. Это позволяет рассматривать деятельность Шиканедера в соотнесенности с трудами других видных представителей эпохи Просвещения.
Кульминацией работы Шиканедера над национальными сказочными операми стала «Волшебная флейта», в которой при всей сказочности сюжета, глубина «Волшебной флейты» была порождена не только работой Шиканедера и Моцарта в русле демократической традиции венского театра, но и увлеченностью масонскими идеями. Шиканедер смог придать традиционным для венской касперлиады фигурам новый статус, и, таким образом, трансформировал комическую феерию в музыкальное сценическое произведение лирико-философского плана, которое обнаруживает теснейшую связь с гуманистическими идеалами эпохи.