50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Взаимодействие эмоциональных и рациональных оценок в экспертно-научном дискурсе (на материале немецко- и русскоязычных лингвистических рецензий)

Полина Игоревна Кондратенко
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

204 (онлайн ZOOM)
2022-03-17
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

рациональная оценка; эмоциональная оценка; маркеры эмоциональности; лингвистическая рецензия; немецкоязычный экспертно-научный дискурс; русскоязычный экспертно-научный дискурс

Тезисы

Эмоциональная оценка, наряду с рациональной оценкой, сопровождает освоение уже приобретённого научного знания и гарантирует приращение нового знания, обеспечивающего непрерывный научный прогресс. Несмотря на общепринятое представление о подчёркнуто объективном характере научных текстов, продиктованном нормами научной коммуникации, для жанра академических рецензий принято констатировать бóльшую открытость проявлениям авторской субъективности в сравнении с ядерными текстотипами научного дискурса. На одном из таких проявлений — эмоциональной оценке и её взаимодействии с рациональной оценкой — фокусируется настоящий доклад. В докладе рассматриваются маркеры эмоциональности в процедурах оценивания, характерных для научных рецензий. При этом под маркерами эмоциональности предлагается понимать языковые единицы, которые указывают на внутреннее состояние рецензента и сопровождают сформулированную рациональную оценку рецензируемого труда в соответствии с коллективно-принятыми критериями научности знания.
Эмпирическую базу исследования составили 50 рецензий из немецкоязычных и русскоязычных научных журналов лингвистической тематики («Zeitschrift für Rezensionen», «Zeitschrift für Angewandte Linguistik», «Zeitschrift für Sprachwissenschaft»; «Вопросы ономастики», «Russian Journal of Linguistics», «Вопросы языкознания», период публикации: 2016–2017 гг.). В результате сопоставительного контекстуально-семантического, коммуникативно-функционального и лингвоаксиологического анализа с привлечением статистических данных по двум корпусам рецензий выделены эмоционально-оценочные высказывания, определена полярность эмоциональных оценок, выявлены и классифицированы частотные маркеры эмоциональности.
Проведённый анализ верифицирует исходную гипотезу о кластерном использовании эмоциональных и рациональных оценок в лингвистических рецензиях на немецком и русском языках. Частичное подтверждение получает предположение о различной плотности положительных и отрицательных эмоциональных оценок в двух корпусах. Гипотеза относительно большей тенденции русскоязычных научных рецензий к маркированию эмоциональности при формулировании рациональных оценок, напротив, опровергается материалом исследования. Кроме того, устанавливается функциональное сближение некоторых маркеров эмоциональных состояний (преимущественно, маркеров заинтересованности рецензента) со сферой дискурсивных маркеров, которые способствуют ориентации читателя в тексте рецензии и используются с целью акцентировать значимые для рецензента аспекты оцениваемого труда.
Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-28-01024, https://rscf.ru/project/22-28-01024/