50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Особенности коммуникации со зрителем в современной российской драме для подростков

Лариса Геннадьевна Тютелова
Докладчик
профессор
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Драма для подростков, авторская коммуникативная стратегия, драматическая граница, коммуникация «зритель – сцена», перформативность драмы.

Тезисы

Благодаря «перформативному повороту в драме» в современной российской пьесе для подростков меняется статус произведения. На смену созерцанию действия приходит коммуникация. В силу особенностей психологии подростка ничто просто так не берется на веру. Поэтому путь к пониманию и принятию истины – путь ее совместно поиска. А для этого необходимы такие коммуникативные решения, которые должны вовлечь зрителя в коммуникацию. Как показывают пьесы из шорт-листа Маленькой ремарки 2020 года со статусом 12+, авторы используют, по меньшей мере, две коммуникативные стратегии. О первой говорит пьеса Ульяны Гицаревой «Жизнь проходит прекрасно». В ней современные виды связи представлены как приметы быта героев, но нет попыток переформатировать эпизоды жизни персонажей в сторис или заменить обмен репликами обменом смсками, представить героя его видеозаписью в Инстаграм и прочее, что рассматривается сейчас как прямой путь вовлечения молодого зрителя эпохи диджитал в обсуждение проблем, заданных авторским текстом и театральным представлением. Но и в этой пьесе с самого начала креатор ориентируется на особенности современного восприятия мира подростком – многозадачность. Она возникает благодаря разбивке текста на сцены, перемежающиеся между собой. Они вводятся через драматический нарратив, передающий точку зрения ремарочного субъекта, способного быть носителем сразу нескольких позиций: временных, пространственных, идеологических. Это своеобразное поле, организующее взаимодействие позиций, показывающее, что итог коммуникации – результат взаимодействия, а не пассивное восприятие переданной информации, диалог, ведущий или к согласию, или к активному неприятию позиции «другого».
Вторая коммуникативная стратегия лежит в основании диалога зрителя со сценой в пьесе Марии Малухиной «Море. Звезды. Олеандр». В ней диалог героя с собой организован так, что монолог превращен в диалог. Перед зрителем возникает образ героя не целостного, расщепленного на противоположные составляющие, сразу объединить которые нельзя. Но эта противоречивость и является условием возникновения ситуации, когда вопрос задан и нужно найти ответ. Собственный опыт переживаний – своеобразный ключ к пониманию «другого». И пониманию себя как «другого», что и для современной драмы для подростков является одной из важных коммуникативных задач, на решение которых и направлен выбор коммуникативной стратегии автором.