50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Визуализация русского эпоса

Светлана Борисовна Адоньева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2022-03-19
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова

Тезисы

В России художественная культура Средневековья входит в поле зрения публики с изданиями сказок, былин и причитаний: сказки А.Н. Афанасьева – середина 1850х годов, былины П. Н. Рыбникова  - середина 1860х годов, причитания в записи Е. Барсова – начало 1970х годов.  Зимой 1871-1872 гг. по приглашению отделения этнографии Русского географического общества в Петербурге выступал с публичным пением былин олонецкий крестьянин Трофим Рябинин. И. Е. Репин рисует портрет сказителя. Записанные от него напевы былин М. П. Мусоргский использует в опере «Борис Годунов» (1872), Н. А. Римский-Корсаков — при создании речитативов в опере «Садко» (1896). В 1870 году Васнецов делает первый набросок богатыря. спутье»  Картина Васнецова «Богатыри», также как и «Ковер-самолет», «Три подземных царевны», также как и камин Н. Врубеля «Вольга и Микула», и «Снегурочка» Римского-Корсакова в частной опере Мамонтова,  - программа модерна, одним из выдающихся продуктов которого в России становится создание «русского стиля» art nouvo la russe. Художники слышали настоящие народные былины и имели дело с традиционным искусством: Васнецов в числе прочих художников принимает активное участие в создании музея народных промыслов, возглавляемого в начале ХХ века тем самым Н. Д. Бартрамом, о котором позже будет писать в «Московском дневнике» Вальтер Беньямин. В советский национальный проект рекрутируется из этой эпохи лишь то, что могло, при помощи соответствующей риторики, послужить идеологии. Такова судьба «Богатырей» - для жителей России тиражируемое марками, открытками и гобеленами изображение стало нормативным образом «русского богатырства».

Со времени окончания советской эпохи, в которой русское богатырство было одним из идеологических конструктов, в общероссийском знании о былинах ничего не изменилось. Но и теперь, как можно судить по учебникам, не без идеологии. Необходимость соответствовать государственному заказу на национальную гордость привела создателей анимационного эпоса к тем типажам, которые мы можем видеть в мультфильмах, производство которых продолжается. Мы легко в них узнаем характеры, созданные советской фольклористикой сталинских времен.