50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Начальный курс русского языка: новое в структурировании материала учебника

Елена Ромуальдовна Ласкарева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
14:30 - 14:45

Ключевые слова, аннотация

графическое представление материала; приложения к учебнику; азы теории; учебник; русский язык

Тезисы

Систематизированная лингвистическая информация должна служить базой для практики преподавания и составления учебников. Отработка практических навыков при овладении языком должна идти вкупе с координацией теоретических знаний. Предлагаемый нами новый подход к структурированию учебного материала в том, что теоретические знания суммированы для учащихся как в комплексе упражнений, так и в приложениях к учебнику. Материал представлен в упражнениях в десяти уроках – с активным тренингом грамматики и лексики и с выходом в коммуникацию и ситуации общения. Графическое разделение каждой страницы на две части помогает выделить приоритеты изучаемых явлений и в то же время показать перспективу, и это характерно для всех аспектов работы. Например, в правой части страницы напечатаны все личные местоимения, однако графически особо выделены лишь три, изучаемые на данном уроке. Определены и графически выделены в правом столбце также правила чтения и грамматические модели — обязательно с речевыми образцами, выделенными курсивом. Место, оставшееся свободным в правой части страницы, дает учащимся возможность делать персональные записи и комментарии. Приложения содержат теоретический и практический материал и снабжены соответствующими пометами. Так, лексический материал для активного овладения, разделенный в учебнике на сегменты по урокам, в приложениях 1 и 2 дан цельными списками, что позволяет студентам выделить активно изученные варианты и в то же время видеть персональную перспективу. В приложениях 3,4,5 и 6 суммированы азы теории для начального курса с выходом в типизированные речевые образцы: русская фонетика, мелодика и правила чтения; лексика в системе (антонимы, синонимы, гиперонимы); словообразование и морфемный анализ; практическая грамматика для начального этапа. Это материал для ознакомления, активного тренинга и выбора – на перспективу. В приложениях 7-10 представлены тексты — для выхода в стилистику и работы по видам речевой деятельности. Диалоги и тексты для аудирования записаны на CD. Предложенная система направлена на интенсификацию обучения и оправдала себя в практике работы.