50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роман Паоло Бачигалупи «Заводная»: постколониальный дискурс и проблема инаковости

Юлия Павловна Хорошевская
Докладчик
доцент
Ростовский государственный университет путей сообщения

615
2022-03-18
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

научная фантастика, постколониальная фантастика, дистопия, постчеловек

Тезисы

Паоло Бачигалупи (Paolo Bacigalupi) - американский писатель-фантаст итальянского происхождения (род. 1972). Роман Бачигалупи «Заводная» (The Windup Girl, 2009) получил несколько престижных наград в области фантастики: премии «Хьюго» и «Небьюла», премия памяти Джона У. Кэмпбелла и премия «Локус» за лучший первый роман. Опираясь на традиции западной НФ, автор в то же время значительно уходит от этих традиций, изображая футуристический Бангкок, где, несмотря на достижения в области науки, сохраняются расовые противоречия, стереотипы и предрассудки, влияющие на повседневную жизнь людей.  
Таиланд в романе населен различными группами самих тайцев, а также десятками иммигрантов и беженцев из Малайзии, Бирмы, Вьетнама и Китая. Представители иных этнических групп воспринимаются тайцами как Другие – нечто чужеродное, что, ни при каких условиях, не может быть понято, принято и ассимилировано как Свое. Вынесенная в заголовок романа «заводная», она же «пружинщица» - Эмико, генетически модифицированный человек, созданный в Японии, и самый настоящий Другой по отношению ко всему остальному человечеству.
Традиционная НФ остраняет условную реальность посредством спекулирования научным и техническим дискурсом, использования характерных образов Других: инопланетяне, роботы, андроиды и т.д. Перенесение же действия в т.н. «этно-пейзаж», по мнению некоторых исследователей, переосмысливает и углубляет эту схему, чтобы создать альтернативный образ, который позволяет нам взглянуть с другой стороны на технологические и расовые взаимоотношения с позиции их политических, социальных и культурных аспектов.
В романе можно провести упрощенную дихотомию Запад / Восток, однако это противопоставление гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Рассказывая истории персонажей, находящихся на слишком разных социальных и культурных уровнях, принадлежащих к различным этническим группам, Бачигалупи ломает традиционное обывательское представление об Азии как однородном регионе. Текст затрагивает ряд проблем, актуальных для современности, а помещение действия в ориенталистский сеттинг позволяет избежать упрощения бинарной оппозиции Запад / Восток. Автор значительно отступает от канонической риторики НФ, создавая мир, наполненный сложными этническими отношениями в Юго-Восточной Азии.