50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Литературные вечера и поэтические чтения Оттепели в театрально-документальных проектах лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX -XXI вв. НИУ ВШЭ

Татьяна Викторовна Левченко
Докладчик
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва), лаборатория изучения творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXIвв

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Оттепель, поэтические чтения Оттепели, литературные вечера Оттепели, поэтический театр, документально-поэтическая композиция, театрально-документальный проект, Осип Мандельштам. 

Тезисы

Возросший интерес разных слоев общества к поэтическому слову — был знаковым явлением Оттепели. Слово стало вновь восприниматься, особенно молодежью, как точка опоры, с помощью которой можно «перевернуть мир», вправить «вывихнутый век». Повторялось то, о чем говорил В. Шкловский, вспоминая 20-е годы ХХ века: «Человеческий голос стал орудием разговора, орудием соединения людей в группы, которые знают, куда они пойдут, для чего они идут». Живой голос поэта или чтеца объединял людей, которые собирались на поэтические вечера и чтения, часто не дожидаясь или вовсе не ожидая их организации, одобрения партийно-государственными органами, курирующими культуру. В 2019—2021 гг. в ряде проектов лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX—XXI вв. (НИУ ВШЭ) исследование феномена поэтического бума Оттепели соединило в себе театральные практики и работу с архивными и мемуарными документами. Участники проектов (студенты различных факультетов) погружались в атмосферу тех лет, работая над подготовкой публичной читки пьесы «Маяковка» (авт. М. Щукина, И. Петрова, Г. Кузовкин), посвященной неофициальным поэтическим чтениям, проходившим на площади Маяковского с июля 1958 г. до запрета в апреле 1961 г. и участвуя в постановке документально-поэтической композиции «Маяки» (авт. Т. Левченко, реж. С. Григоруца), охватывающей историю чтений у памятника Маяковскому, начиная со стихийных поэтических чтений 11 сентября 1955 г., а также рассказывающей о ряде литературных вечеров 1960-х. В композицию вошли материалы художественных и документальных источников (в том числе, электронного корпуса дневников «Прожито», РГАЛИ, ЦГА Москвы, архива Ф. Левина), фрагменты пьесы «Маяковка» (ее текст создан на основе свидетельств участников и очевидцев чтений, собранных Л. Поликовской в книге «Мы предчувствие, предтеча»), стихи московских и ленинградских поэтов, публиковавшихся «официально» (В. Рождественский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, И. Волгин, Б. Слуцкий и др.) и в самиздатовских сборниках «Феникс», «Сирена», «Бумеранг», «Синтаксис» (Ю.Галансков, Ап. Шухт, А.Орлов, А.Щукин, Г. Недгар, И.Бродский, Д.Бобышев и др.). Особое внимание было уделено поэтическим текстам тех, чьи имена были вычеркнуты из истории литературы, но во время Оттепели стали возвращаться к читателю (О.Мандельштам, М.Цветаева, Н.Гумилев и др.). В ходе работы над документальной историей композиции был собран корпус стихотворений О. Мандельштама, доступный обычному «среднестатистическому» читателю 1953—1965 гг. и найден участник вечера памяти Мандельштама, проходившего на механико-математическом факультете МГУ в мае 1965 г., журналист и актер А. Сиротин-Лахман (тогда студент театрального училища имени Щукина), чьи воспоминания позволили восстановить неизвестные детали вечера.