50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Русская проза, идиостили, частые глаголы: специфика тематических групп

Федор Никитич Двинятин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (213)
2022-03-16
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

Классическая русская проза, стилеметрия, глаголы, идиостили, Набоков

Тезисы

Анализируется классическая русская проза от Пушкина до Набокова и его современников; 15-25 (по разным критериям) крупнейших авторов, в центре внимания лексические компоненты прозаических идиостилей, в первую очередь самая частая лексика, как служебная, так и знаменательная, а из последней - слова со слабой тематической приуроченностью, характерные примерно в равной мере для всей классической фикциональной повествовательной прозы (все это важно в том числе при соотнесении с формальными методами, оперирующими частотностью лексики, прежде всего Delta). В докладе продолжается анализ распределения частых глаголов (приблизительно из первой сотни) у прозаиков XIX и XX веков. В частности, обнаруживается, что глаголы разных тематических групп едва ли могут рассматриваться по одному сценарию. Для глаголов речи характерно то, что все они образуют единый и гомогенный конкурентный блок (сказать, спросить, отвечать/ответить, говорить, проговорить, молвить, возразить и мн.др.; даже различия по виду приглушены). Глаголы чувственного восприятия образуют гораздо более дробную систему с не менее чем пятью дифференциальными признаками (зрительное - слуховое восприятие, активное - пассивное восприятие типа слушать - слышать, несовершенный - совершенный вид, формы типа видеть, слышать - видать, слыхать, синонимия смотреть - глядеть и производные); следовательно, формализующая модель для глаголов восприятия требуется более дробная и сложная, чем для глаголов речи. В области глаголов движения и перемещения специфическим является доминирование глагола идти и приставочных производных от него (пойти, уйти, войти, выйти и др.), что опять-таки делает желательной особую модель учета различий. Четвертый заведомо значимый класс составляют глаголы знать, понимать-понять и под. В итоге, модель, тяготеющая к некоторой полноте, должна учитывать 30-50 различных частых глаголов не менее чем по 4 тематическим классам. Она должна обеспечить надежную дифференциацию идиостилей на лексическом уровне в рамках выбранного жанрового поля (повествовательная проза классической эпохи), при том, что различия текстов по предметной тематике, отражающиеся в профилях частотности многих других слов, при обращении к частым глаголам не должны оказывать возмущающего характера. Средством подсчета частоты может быть Национальный корпус русского языка, а в отдельных более сложных и специальных случаях - корпусы, составленные для целей данного исследования.