50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лингводидактический потенциал интерактивной книги в обучении РКИ

Лариса Борисовна Волкова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
15:15 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Интерактивность, мультимедийность, интернет-ресурсы, информационные технологии, виды речевой деятельности, обучение РКИ

Тезисы

Новые информационные технологии и современные реалии онлайн-образования  требуют от преподавателей поиска  более эффективных  форм организации как учебного материала, так и непосредственно самого  учебного процесса. Достаточно новой и  еще полностью не освоенной является модель интерактивной книги – инструмента  ресурса Н5р.org, позволяющего создавать электронные пособия для обучения иностранным языкам и, в частности,  русскому языку как иностранному.  Пособия могут включать разнообразный контент (тексты, видеоматериалы,  учебные задания, контрольные упражнения, языковые тренажеры и т.п.), напоминая, с одной стороны, традиционный учебник, с другой стороны – используя все преимущества новых интернет-технологий: мультимедийность, интерактивность, информационную насыщенность.  Интерактивная книга может быть ориентирована на формирование и развитие компетенций учащихся в определенном виде речевой деятельности или комплексное, взаимосвязанное  развитие навыков и умений учащихся в рецептивных и продуктивных видах. В докладе предполагается рассмотреть  лингводидактический потенциал интерактивной книги на примере книги «Проблемы будущего», созданной на платформе  Н5р.org. Основу учебного материала составляют  актуальные научно-популярные тексты и видеоматериалы, размещенные на сайте «Постнаука» ( 1) «Как остановить глобальное потепление»; 2) «Когда искусственный интеллект станет умнее человека?»;  3) «Как изменится потребление в будущем?»).  Книга включает три модуля, каждый из которых содержит текст и интерактивное видео, а также систему заданий для работы с языковым материалом и тесты. Цель книги – развитие аудиовизуальных навыков, навыков чтения, расширение словарного запаса, как пассивного, так и активного. Для развития навыков говорения и письма предлагаются задания, которые не входят в интерактивную книгу, но для выполнения необходим лексико-грамматический материал,  представленный в книге. Работа над книгой позволяет, на наш взгляд, значительно расширить словарный запас учащегося и усвоить типовые модели, необходимые для выражения собственного мнения по данным проблемам Интерактивная книга может  быть использована в качестве  пособия для самостоятельной работы студента и для аудиторной работы под руководством преподавателя.