50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Совершенствование и контроль навыков аудирования в обучении испанскому языку студентов факультета международных отношений

Марина Кирилловна Иванова
Докладчик
старший преподаватель
Северо-Западный институт управления РАНХиГС

406 ( онлайн МсТимз)
2022-03-18
11:40 - 11:55

Ключевые слова, аннотация

Аудирование, аудитивные навыки, совершенствование, контроль, лингвистические трудности аудирования, испанский язык как второй иностранный, комплекс упражнений;

Тезисы

Известно, что аудирование является самым трудным видом речевой деятельности, поскольку понимание речи на слух представляет собой сложный процесс речемыслительной деятельности, для успешного осуществления которого требуется хорошее развитие таких механизмов восприятия речи, как речевой слух, внимание, память и вероятностное прогнозирование.  Кроме того, существует ряд трудностей аудирования лингвистического и экстралингвистического характера. Обучение аудированию как виду речевой деятельности на занятиях по испанскому языку как второму иностранному на факультете международных отношений является  актуальным, т.к. владение вторым иностранным языком на высоком уровне необходимо для профессиональной деятельности будущих международников. Учебные пособия по испанскому языку, используемые на занятиях в СЗИУ РАНХиГС, не содержат заданий на развитие навыков аудирования, поэтому аудированию как виду речевой деятельности не уделяется достаточного внимания. Практика обучения иностранному языку показывает, что аудированию нужно учить специально. Для обучения аудированию как виду речевой деятельности необходимо использовать аудиотексты с четко продуманным комплексом упражнений, направленным на совершенствование и контроль аудитивных навыков. Аудиотексты должны быть связаны с темами, изучаемыми в курсе иностранного языка. Таким образом,  необходимо разработать  учебное пособие для совершенствования навыков аудирования для студентов, изучающих испанский язык уровня А1-В2, поскольку развитие аудитивных навыков целесообразно начинать с первых занятий по испанскому языку и совершенствовать на протяжении всего курса обучения. Разработанное нами учебное пособие направлено на развитие аудитивных навыков с полным пониманием содержания текста, поскольку данный вид восприятия речи на слух является самым сложным. Он требует от студентов большой концентрации внимания, хорошо развитых механизмов аудирования, а также  умения запоминать не только главную информацию, но и второстепенные детали. Тексты не должны содержать незнакомых слов. Пособие включает 14 тем, состоящих из смоделированных  авторских монологических и диалогических аудиотекстов разного уровня сложности, в соответствии с уровнем владения языком и с программой обучения испанскому языку. Аудиотексты являются  информативными, доступными по содержанию и языковому наполнению, а также соответствуют виду аудирования.  Все тексты озвучены носителями литературной нормы латиноамериканского варианта испанского языка. Представленные в пособии скрипты аудиотекстов снабжены упражнениями, разработанными с учетом этапа работы с аудиотекстом: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания.