50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Клиника Антифонта: достоверность и датировка

Сурен Арменович Тахтаджян
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

176 ZOOM
2022-03-17
18:20 - 18:45

Ключевые слова, аннотация

клиника Антифонта, рождение риторики, всемогущество логоса, словесная психотерапия, достоверность традиции, датировка клиники

У нескольких античных авторов имеются сходные сообщения о психотерапевтической клинике Антифонта. Некоторые ученые подвергали сомнению психотерапевтическую деятельность Антифонта. Другие не видели оснований сомневаться в реальности клиники. Я показываю, что ранее приведенные доводы в пользу достоверности клиники не утратили силы и привожу новый довод в пользу это

Тезисы

У нескольких античных авторов имеются сходные сообщения о психотерапевтической клинике Антифонта. Это Псевдо-Плутарх в «Жизнеописаниях десяти ораторов», анонимный автор биографии Антифонта и Фотий. Согласно Псевдо-Плутарху и Фотию, Антифонт придумал искусство жить, не зная горя (τέχνη ἀλυπίας). Он также объявил, что способен посредством слов исцелять страдающих душевной болью и стал заниматься словесной психотерапией (Псевдо-Плутарх, аноним и Фотий). А Флавий Филострат передает заявление Антифонта, что люди не смогут пожаловаться на такое горе, от которого он не освободил бы их душу. Некоторые ученые (Джон Моррисон, Джерард Пендрик) подвергали сомнению психотерапевтическую деятельность Антифонта. Другие (Соломон Лурье, Рудольф Кассель, Педро Лаин Энтральго, Уильям Гатри, Уильям Ферли) не видели оснований сомневаться в реальности клиники. Я показываю, что ранее приведенные доводы в пользу достоверности клиники не утратили силы и привожу новый довод в пользу этой точки зрения. Так, согласно Псевдо-Плутарху, анонимному автору биографии Антифонта и Фотию, Антифонт открыл свою клинику в Коринфе. Я полагаю, что это обстоятельство говорит в пользу историчности традиции о клинике. Дело в том, что это предприятие было, с одной стороны, в духе времени. С другой стороны, оно оказывается уникальным: других примеров такой практики нет для этой эпохи у нас нет. Выступить с таким необычным и смелым предприятием психологически легче было не дома, а на чужбине. Итак, традиция о психотерапевтической клинике является достоверной. Я полагаю, что психотерапевтическая практика Антифонта дала ему материал для трактата «О согласии». Этот трактат можно считать письменной фиксацией τέχνη ἀλυπίας. Между тем, по обоснованному, на мой взгляд, мнению ряда ученых, отклики на трактат «О согласии» имеются в трагедиях Еврипида, в том числе в поставленной в 438 году «Алкестиде». Это обстоятельство позволяет утверждать, что трактат появился не позднее 438 года. Значит, 438 год оказывается terminus ante quem и для клиники. Одно обстоятельство позволяет уточнить датировку клиники. Афинянин Антифонт мог открыть клинику в Коринфе только в период мира между этим городом и Афинами. Следовательно, клиника была открыта в Коринфе либо в период с 451 по 446, либо между 445 и 438 годами.