50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роль эмпатии в межкультурной коммуникации в обучении РКИ

Дань Му
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
18:45 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: Эмпатия, межкультурная коммуникация, обучение РКИ

Тезисы

Взаимосвязь между обучением культуре и обучением РКИ. Цель обучения русскому языку как иностранному – помочь студентам развить коммуникативные навыки, как лингвистические знания, так и когнитивные. Культурное познание в коммуникации означает знание конкретных правил коммуникации применение целевого языка. Культура – это сложныйсоциальный феномен, язык и культура неотделимы друг от друга, "культура – это общение, общение – это культура". (Эдвард Холл, 1976) Когда люди изучают язык, они одновременно изучают и культуру. В обучении языку культура играет важную роль, а использование языка обусловлено его культурой. Поэтому при обучении иностранным языкам нужно не только обучать базовым языковым навыкам, но и укреплять подготовку и культивирование межкультурной осведомленности и межкультурной компетентности студентов. Важность межкультурной компетентности в обучении РКИ. Сегодня обучение РКИ и межкультурная коммуникация тесно связаны и взаимозависимы. Межкультурная коммуникация в изучении иностранных языков отличается от других областей современного образования. Разница в том, что необходимые знания и навыки в основном приобретаются посредством прямого культурного контакта. В этом случае иностранный язык необходим как средство общения с людьми в других странах. Поэтому основная задача обучения РКИ -- обучать языку как практическому и зрелому средству общения. Основная цель изучения РКИ -- достижение межкультурного общения. Поэтому одним из главных приоритетов стало активное внедрение языковых и культурных знаний в преподавание русского языка как иностранного и развитие у студентов навыков межкультурной коммуникации. Механизм и функция эмпатии в межкультурной коммуникации в обучении РКИ. Эмпатия – это своего рода межкультурная коммуникация, основанная как на родной культуре, так и за ее пределами, направленная на создание механизма двустороннего регулирования, двусторонней обратной связи и двустороннего конструирования между двумя зарубежными культурами. Одним словом, для того, чтобы реализовать это в своей культуре необходимо "обдумывать вопрос с противоположной точки зрения".В межкультурном комуникации реализация эмпатии должна проходить через следующие шесть этапов: (1) признать, что существование большого количества различий между людьми и культурами является универсальным явлением, мир в глазах разных людей разнообразен; (2) полностью понять себя, осознать свою собственную культуру и местное сознание; (3) приостановить себя, устранить состояние разделения между собой и окружающей средой; (4) представить себя в положении других, проникнуть в сердца других; (5) подготовиться к эмпатии с помощью своего опыта, испыта; (6) восстановить себя, то есть чувствовать страсть и радость из-за опыта других.