50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

О мизогинии в творчестве Томаса Бернхарда (1931-1989): перипетии исследовательского сюжета

Светлана Юрьевна Новикова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

615
2022-03-18
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

австрийская литература; Томас Бернхард; гендер; мизогиния; стратегия «маскарада»

Тезисы

В докладе рассматривается эволюция исследовательских точек зрения на гендерную проблематику в произведениях одного из крупнейших австрийских писателей XX в. Томаса Бернхарда (1931-1989). Основными этапами смены взглядов на проблему представляются: 1. констатация «мизогинной» природы творчества писателя с позиций феминистской критики 1970-х гг. (Р. Эндрес); 2. изучение влияния мизогинных дискурсов Отто Вейнингера и Артура Шопенгауэра (М. Миттермайер, М. Хубер, К. Хаас); 3. рассмотрение эволюции женских образов и констатация ослабления мизогинных тенденций в позднем творчестве писателя (начиная со вт. п. 1970-х гг.) (Х. Геле, М. Таба); 4. попытки поколебать представление о мизогинном характере бернхардовского письма с помощью деконструкции «маскулинности» его персонажей или способа письма (С. Ташкенов, В. Ронге); 5. рассмотрение мизогинии как предмета критического изображения в произведениях писателя в русле идей постструктуралистской феминисткой критики 1990-х гг. (М. Таба, В. Ронге, С. Краммер). Делается вывод о том, что представления о «маскараде» гендерных ролей в произведениях Бернхарда, восходящие к работе Дж. Батлер «Лакан, Ривьер и стратегия маскарада» (1990) (т.н. гегемонная маскулинность персонажей рассматривается в такой трактовке всего лишь как маска, иронический конструкт) в целом действительно удачно гармонируют с принципами бернхардовской поэтики, основанной на театральных принципах. Однако учитывая суждения писателя о женщинах, во многом обусловленные общим консервативным контекстом культуры 1950-х гг., необходимо с осторожностью относится к попыткам усмотреть в его произведениях намеренный отказ от эссенциалистских представлений о мужском и женском начале или приписать ему пафос деконструкции представлений о гендере, характерный для феминистской мысли 1990-х гг. На наш взгляд, диалектика утверждения и одновременно осмеяния «фаллологоцентрической» модели проистекает исключительно из самого способа творческого мышления писателя - требования постоянной релятивации любого высказывания.