50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Поиск versus этика: экзистенциальный конфликт в романе У. Перси «Кинолюбитель»

Александра Владимировна Черкасова
Докладчик
ассистент
Запорожский национальный университет

615
2022-03-18
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Экзистенциальный конфликт; У. Перси; "Кинолюбитель"; поиск; этика

Тезисы

Доклад посвящен анализу особенностей конфликта, представленного в романе «Кинолюбитель» («The Moviegoer», 1961) американского писателя Уокера Перси (1916–1990, Percy). Основной конфликт в «Кинолюбителе» разворачивается между главным героем романа Бинксом и его теткой Эмили, находящимися в разных модусах существования. Бинкс первоначально пребывает в киркегоровском эстетическом модусе, что выражается в сознательной эстетизации героем всех аспектов своей повседневной жизни с целью максимализации неподлинности существования: Бинкс стремится превратить себя в идеальный экземпляр по типу хайдеггеровской категории das Man, и эта имитация доставляет ему эстетическое удовольствие. Центральные источники наслаждения для Бинкса – его романы с секретаршами и просмотр кино, служащего герою более качественным эстетически значимым суррогатом окружающей его неаутентичной реальности, средством ее валидации. Ввиду недостаточности эстетического восприятия как ценностной системы Бинкс осуществляет переход к модусу поиска. В общем смысле идею поиска можно пояснить как духовное напряжение, нацеленность на поддержание своего существования с помощью самостоятельно избранного смысла. В случае Бинкса конкретным наполнением процесса поиска становится решение вопроса о существовании Бога и о возможных отношениях с ним человека. Тетка Бинкса Эмили является проводником этических норм, основу которых составляют элитарный гуманизм, стоицизм и фатализм. Однако ее этичность неаутентична, поскольку ценности Эмили не изобретаемы ею в экзистенциальном напряжении, а, подвергнувшись субстанциализации, имеют внеположный субъекту, априорный характер. Для Эмили характерен самообман (mauvaise foi), выражающийся в изменении окружающей действительности под свое видение, а также отчаяние, вызванное наблюдением распада системы стоицизма. Кроме того, неаутентичность ценностей Эмили косвенно подтверждается наличием в романе сниженных вариантов этического агента, оперирующих на уровне das Man (Нелл Лауэлл, участники радиопрограммы «В это я верю»). В кульминационном для развития конфликта разговоре Эмили предъявляет племяннику обвинение в отказе от квазиобщих этических ценностей. Подобно киркегоровскому Аврааму, Бинкс, будучи виновен с этической точки зрения, благодаря обращению к поиску, аналогичному прыжку веры через абсурд, оказывается вне этических норм, поэтому его ответом на обвинения Эмили становится молчание. Идея поиска и этические категории располагаются в принципиально разных плоскостях, что обусловливает провал коммуникации между их носителями. Молчание Бинкса, порожденное несоответствием между этическим и абсолютным, образует параллель с завершающим поиск героя «умолчанием», которое является центральным элементом выстроенного в романе авторского экзистенциалистского инварианта.