50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Что есть опера – музыкально-драматический жанр, разновидность театра или особый вид искусства?

Андрей Алексеевич Юрьев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Опера, театр, вид искусства, жанр, границы сценического искусства.

Тезисы

Предлагаемый доклад будет посвящен анализу ряда вопросов, связанных с локализацией оперы в обширном художественном пространстве Нового времени: в какой мере опера связана с театром, относится ли она к области жанровых категорий, каковы границы ее «синтетичности».
В мире искусства есть явления, вроде бы всем хорошо известные, но постоянно вызывающие споры. Причем споры, касающиеся не частностей, но самой их сущности. Среди них – опера. В самом деле – что это такое? Музыкально-драматический жанр? Особая разновидность театра? Некое синтетическое сценическое образование, Gesamtkunstwerk, соединяющий в себе все виды искусства? Эти вопросы непосредственно связаны с проблемами как взаимодействия оперы с другими искусствами, так и в целом ее существования в современном театре.
Обращаясь к многочисленным энциклопедиям, словарям, учебным пособиям, получишь, скорее, не ответ на вопрос, а разноречивые определения, вызывающие, если хорошенько в них вдуматься, новые вопросы и недоумения. Едва ли есть достаточные основания, чтобы отнести оперу к области жанровых категорий. Хотя бы потому, что за всю историю ее существования появилось немало особых оперных жанров (опера-seria, опера-buffa, опера-semiseria, зингшпиль и т. д.). Так может быть, это разновидность театра? Может быть. Но очевидно, что для полноты постижения предмета необходимо, учитывая всю его историю, выделить в нем главное – то, без чего он обойтись не может. И отделить это главное от того, что можно отнести лишь к области дополнений. Бытование оперы не только в сценических формах, но и вне таковых (в концертном исполнении, в аудиозаписи), препятствует строгой локализации оперы в области театра. И всего лишь наличие театральной структуры «актер – персонаж – публика» еще не дает оснований для обязательной привязки явления к сценическому искусству (взять хотя бы игровое кино, в котором наличествует указанная структура, но этого явно недостаточно, чтобы размыть четкую грань между театром и кинематографом).
Так не является ли опера особым видом искусства, в котором главенствует, безусловно, музыка, но музыка, вступающая с драматургией и поэтическим словом в особые, совершенно уникальные отношения? 
Предлагаемое выступление посвящено анализу этих вопросов, не предполагающих простых и бесспорных ответов.