50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Художественный мир Егора Летова в сценических интерпретациях

Юрий Викторович Доманский
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Рок-поэзия, театр, рок-театр, диалог театра и литературы, Егор Летов, Кирилл Серебренников, Константин Стешик.

Тезисы

В первой части доклада рассматривается включение песен Егора Летова в спектакль на примере «Кому на Руси жить хорошо» столичного Гоголь-центра (премьера состоялась 15 сентября 2015 года, постановка Кирилла Серебренникова). Две песни Егора Летова (это «Родина» и «Пуля виноватого найдёт») в актёрском живом исполнении становятся кодой всей постановки. В спектакле обе песни звучат друг за другом и полностью; таким образом классическая основа вступает в диалог с двумя песнями рок-поэта в условиях театральной интерпретации. И тут важен сам выбор автора и важен сам выбор песен – важен для диалога, диалога классика и современника, а вернее, диалога классиков, живших, правда, в разные времена: Николая Некрасова и Егора Летова. Это диалог на тему, которая вынесена в заглавие поэмы и в название спектакля. В итоге получается, что словами и музыкой Летова театр (а вместе с ним и наше время) отвечает Некрасову. При этом каждая из двух песен касается вполне конкретной грани общей проблематики поэмы, той проблематики, что представлена в спектакле. Таким образом, можно сказать, что обращение Кирилла Серебренникова к наследию Егора Летова в спектакле, созданном на материале классической русской поэзии, позволяет актуализировать те смыслы литературного источника, которые важны для постановщика, а заодно и приблизить современного зрителя к наиболее актуальным для дня сегодняшнего аспектам проблематики некрасовской поэмы. Вместе с тем, через диалог с некрасовским текстом-источником открываются и новые интерпретационные возможности, касающиеся песен Егора Летова: теперь они могут быть осмыслены в исторической проекции, а не только в проекции на современный нам мир.
Во второй части доклада рассматриваются те спектакли, которые построены на сценическом осмыслении летовского наследия. Это спектакль Большого театра кукол (Санкт-Петербург) «Летов. Дурачок» (премьера состоялась 14 апреля 2019 года, режиссёр Павел Григорьев, художественный руководитель Руслан Кудашов); спектакль «Сияние» (режиссёр Филипп Григорьян, премьера 2 октября 2014 года в клубе Chateau de Fantomas, в главной роли Алиса Хазанова); постановка пьесы Константина Стешика «Летели качели» в Москве в театре «Практика» (премьера 4 апреля 2019, режиссёр Марфа Горвиц).
В итоге делается вывод о специфике обращения современного театра к художественному наследию Егора Летова как одной из самых знаковых и требующих особых сценических интерпретаций фигур русской культуры рубежа XX–XXI веков: специфика заключается в возможности для постановщиков глубже раскрыть свой мир, а вместе с этим – и глубже раскрыть те или иные грани летовского художественного мира.