50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Сам» и «самый» в детской речи: основные значения

Софья Викторовна Краснощекова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

184 (онлайн, Zoom)
2022-03-15
18:30 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Освоение языка; местоимение; определительные местоимения; дейксис; детская речь

Тезисы

Лексемы «сам» и «самый» в русском языке принято относить к разряду определительных местоимений. Некоторые случаи употребления иногда классифицируются как частицы, однако здесь мы рассматриваем все варианты как местоимения. Основным местоименным значением «сам» считают указание на выделенный статус референта, подчеркивание его важности/значимости (выделительное значение); также называют значение субъекта-деятеля, атрибутивное значение «воплощенный» в сочетаниях типа «само изящество» и наречное значение «лично, без посторонней помощи» (значение самостоятельности) [Шувалова 2007]. Для «самый» характерны значения местоименного уточнения («тот самый»), интенсификации («в самом конце»), формообразующее значение превосходной степени прилагательного [Сунь 2021]. Для анализа поведения рассматриваемых местоимений в детской речи были использованы корпусы записей речи 5 русскоязычных детей, средний возрастной охват — от 1,5 до 4 лет. Первичным и самым распространенным (86%) значением «сам» у детей является значение самостоятельности: изолированное «сам» с нулевым «я» либо в сочетании с личным именем ребенка («Витя сам») появляется еще до 2 лет, на этапе двухсловных высказываний: ребенок заявляет взрослому, что способен справиться с каким-либо действием без посторонней помощи. После нескольких месяцев активного употребления местоимения у некоторых детей следует перерыв, после которого «сам» возникает снова, уже в сочетании с местоимениями («я сам», «ты сама»). Значение самостоятельности остается ведущим на протяжении всего анализируемого периода, его подвариантом является значение ненамеренности: «Х само упало». Выделительное значение (14%) появляется обычно не раньше, чем в 3 года, и, вероятно, формируется на основе значения самостоятельности («сам сделаю» — «сам не знаю»). Другие значения в материале не отмечаются. «Самый» в материале отмечается в 6 раз реже, чем «сам», то есть является у детей низкочастотным. У большинства детей «самый» возникает после 3 лет и начинает активно использоваться ближе к 4 годам (у одного ребенка из пяти, однако, это происходит уже в 2,7). Главным значением является суперлативное (57%), которое, однако, оказывается первым только у двух детей; у других первым возникают устойчивые сочетания с уточняющим значением («тот же самый») либо фразеологизированное «на самом деле». Значение интенсификации (18%) характерно для детей старше 4 лет; «самый» в основном сочетается с существительными с семантикой предела: «в самом начале / в самом конце». «Сам» в детской речи является строго местоименным и имеет отношение к местоименному дейксису и полю персональности, тогда как «самый», вероятно, имеет меньшую степень местоименности и используется для образования форм либо в составе полузамороженных сочетаний.