50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Смоковница (Ficus carica) в языках и алиментарной культуре народов Западных Балкан

Александр Александрович Новик
Докладчик
заведующий отделом
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Марина Валентиновна Домосилецкая
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

Греческий институт (онлайн)
2022-03-17
18:15 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

смоковница; балканские языки; албанцы; греки; хорваты; алиментарная культура

В докладе анализируется роль смоковницы в различных сферах культуры албанцев, хорватов, греков и др. народов Балканского полуострова, использование ее плодов как пищевого продукта, сырья для производства алкогольных напитков и лекарственного средства. До XIX в. для людей оставалось загадкой опыление растения, что привело к сложению фиксируемых и сегодня многочисленных мифологем, устойчиво связанных со смоковницей. Особое внимание уделяется номинациям растения и его плодов в языках народов региона.

Тезисы

В докладе анализируются номинации смоковницы в языках народов Западных Балкан, а также роль растения и его плодов в различных сферах культуры. До XIX в. для людей оставалось загадкой опыление растения (не смог раскрыть сложную головоломку природы и «отец ботаники», а заодно и создатель современной классификации видов живой природы Карл Линней), что привело к сложению фиксируемых и сегодня многочисленных мифологем. Дерево играет значимую роль в духовной культуре. Так, в народных верованиях балканцев до настоящего времени сохраняются устойчивые представления о духах природы, а также фиксируются факты наделения растений магической силой. Последняя проявляется прежде всего в системе обережной обрядности. Например, сербы верили, что при непогоде, в особенности при грозе нужно зажечь веточку смоковницы, освященной на Белую субботу (первая суббота после Троицы), и крестить ею надвигающуюся тучу. Несколько противоречив образ смоковницы в греческом фольклоре. Наряду с почитанием ее как дерева, обладающего продуцирующей силой, зачастую ее считают и “проклятым деревом”. Полагают, что в этом дереве живет черт, поэтому нельзя спать под его тенью. У албанцев, хорватов, греков и др. народов фиксируется прежде всего использование плодов смоковницы как пищевого продукта, сырья для производства алкогольных напитков и лекарственного средства. У мусульман региона плоды смоковницы прочно ассоциируются с праздничным столом. Так, вяленый инжир является непременной составляющей застолий, устраиваемых по случаю Рамазан- и Курбан-байрама, а также считается “правильной” и желанной пищей во время ифтара – разговений во время религиозного поста в священный месяц Рамазан/Рамадан. В народном исламе смоковница и ее плоды воспринимаются как дар, ниспосланный Аллахом людям – об этом говорят наши материалы, записанные у турок Охрида, Скопье (Северная Македония), бошняков Мостара (Босния и Герцеговина), турок и албанцев Призрена. Под влиянием ориентальной культуры во время османского владычества на Балканах в кухни местных народов, наряду с множеством других блюд, пришел пекмез/пекмес (алб. pekméz, -i, pekmés, -i, болг. петмез, сербохорв. pekmez < тур. pekmez < перс. bekmaz) – сильно уваренный сироп из всевозможных ягод и плодов. Наиболее распространенными видами сладкого продукта являются пекмез из винограда и смоквы. При этом последний в наши дни в Албании готовят чаще, чем виноградный. Маргинальное использование смоквы: из высушенных плодов плохого качества делают напиток наподобие цикория, его пьют в качестве тонизирующего напитка в случаях врачебных запретов на употребление кофе. Плоды в такой ситуации считаются полезными при целом списке заболеваний дыхательных путей, системы пищеварения, сердца, кровеносной системы и др. Смоква используется в производстве ракии.