50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роман Михаила Кураева "Зеркало Монтачки" в литературном контексте конца 80-90-х годов ХХ века

Елизавета Ильинична Исаева
Докладчик
доцент
Театральный институт имени Бориса Щукина

онлайн (МСТимз)
2022-03-18
12:01 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Цикл, ранняя проза, психологическое преломление, фантастический реализм, миражность, мистические черты, петербургский текст, постмодернизм

Тезисы

Изучение творчества М.Кураева еще не соответствует его значимости в литературе конца ХХ в. Задача данной работы - определить сущностные черты его прозы на материале романа "Зеркало Монтачки" (1993), завершающего цикл ранних произведений: "Капитан Дикштейн" (1987), "Ночной дозор" (1988) . Принадлежа по возрасту к поколению "детей войны", Кураев вошел в литературу много позже их, в период перестройки, когда появилась возможность свободного идейного и эстетического высказывания. Этим обусловливается место писателя в литературе вне категории поколения.  Главенствующая тема в творчестве Кураева - психологическое преломление трагических поворотов в отечественной истории ХХ в. Сюжеты он ищет в ее "черных дырах" (определение автора), что обусловливает сдвиг конкретно-реалистической основы в фантастическое измерение. Подобный "фантастический реализм" усилен  тем, что погружение в историю ХХ в. происходит в художественных категориях классики Х1Х в. Это гоголевский мотив миражности человеческого существования, сопутствующий традиционной для русской литературы линии "маленького человека". В сюжете "Зеркала Монтачки" спрятано мистическое происшествие - исчезновение отражения персонажей в зеркалах, что означает уподобление их призракам, привидениях или покойникам. Сдвигу в фантастическое способствует хронотоп: место действия - канал Грибоедова, это включает роман в "петербургский текст", с неотделимыми от него мистическими чертами. Время - ноябрь 1961 г., сопряженное с историческими реалиями, обретающими символическое значение: 31 октября тело Сталина было вынесено из Мавзолея. Эпоха ушла в небытие, и вместе с ней словно вынули из жизни тех, кто в ней существовал. Писатель не разделяет персонажей идеологически, хотя его этические оценки очевидны. Мысль Кураева иная - он пишет о судьбе поколений, жизнь которых равно обессмысливается признанием глобальной исторической ошибки. По аналогии с определением "потерянное" , их можно обозначить как "зачеркнутое"       
   Проза Кураева по свои задачам совпадала с доминирующими в 80-90-х годах тенденциями: она обращена к анализу болевых точек отечественной истории, ощущавшихся в те годы как жгуче злободневные. Однако в осмыслении прошлого писатель далек и от традиционного реализма А.Рыбакова, и от постмодернистского подхода к истории В.Пелевина и В.Ерофеева, и от публицистичности раннего В.Пелевина. В своем варианте "фантастического реализма" Кураеву удалось достичь большей обобщенности, но он не стал далее повторять найденное. Роман "Зеркало Монтачки" завершил первый период его творчества.