50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Построение эффективной модели обучения РКИ тюркоязычных студентов

Елена Назимовна Бадалова
Докладчик
доцент
ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет"

25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

РКИ; методика; обучение; модель обучения; подходы в обучении; методы обучения РКИ

Тезисы

Для создания эффективной модели обучения необходимо, во-первых, учитывать ряд факторов: текущий этап подготовки, индивидуальные особенности личности студента, национальный контингент группы обучающихся, особенности родного языка; во-вторых, выбирать методы и подходы в зависимости от желаемого результата; в-третьих, составить комбинацию методов для достижения цели и получения студентами языковых умений и навыков. В современной методической теории существует большое разнообразие методов и приёмов, составляющих психолого-педагогическую основу организации учебного процесса. Преподаватель в процессе оптимального выбора наиболее подходящих из них руководствуется рядом критериев. Дисциплина «Русский язык как иностранный» в высшей школе включает разные виды деятельности на занятиях, а также большой объём упражнений, выполнение которых направлено на глубокое освоение материала как грамматического, так и текстового. Самое важное, что необходимо отметить, это ключевая роль выбора методов и подходов, ориентированных на конкретную группу обучающихся. Не менее важна и этническая составляющая. В процессе обучения туркменских студентов в нашем вузе мы учитываем особенности родного языка. Туркменский язык относится к тюркской языковой семье, соответственно является агглютинативным, в котором «структура слова прозрачна, так как границы морфем отчётливы; на стыках морфем, как правило, не возникает значительных звуковых изменений, а возникающие связаны с явлением так называемого стяжения и носят единичный характер» [Успенский Б. А., "Структурная типология языков"]. Не менее важна и типичная для тюркских языков фонетическая система со свойственным ей противопоставлением переднеязычных согласных заднеязычным, а также особая типология слогов, обуславливающую относительную простоту дистрибутивных отношений фонем. Это необходимо учитывать на всех этапах занятий: начальном (сразу по завершении вводно-фонетического курса), основном и продвинутом. В процессе восприятия и продуцирования речи грамматика играет важнейшую роль – она организует речь. Принцип поэтапно-концентрической организации занятий. В данной системе занятий выделяются несколько относительно самостоятельных, но тесно между собой связанных этапов усвоения материала от целого (восприятия предложения, текста) к частному (его отдельных компонентов) и опять к целому, т. е. синтез – анализ – синтез. Чтобы перейти от знаний к речевым навыкам и формированию на их основе речевым умениям необходимо использовать коммуникативный метод. Главная задача коммуникативного метода – научить студентов участвовать в речевой деятельности. Таким образом, в современных мультикультурных условиях образовательные программы предъявляют приоритетное требование к знаниям и умениям выпускника университета – умение работать с текстом.