50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Древнерусская псалтирная экзегеза как индикатор переходных эпох в истории культуры

Дмитрий Михайлович Буланин
Докладчик
главный научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

онлайн (213)
2022-03-16
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: типологическая экзегеза, сакральная миссия, пропаганда, псалмодическая поэзия



Тезисы

Псалтирь считалась в Древней Руси не только главной из книг, но и образцом книги как таковой. Библия в виде свода не получила на Руси распространения, поэтому Псалтирь служила экспонентом всего библейского канона. Без нее немыслимо было православное богослужение и домашняя молитва, по ней учились грамоте, ее знали наизусть, она сопровождала человека от рождения до смерти, по ней гадали и носили ее как оберег. В каждом псалтирном стихе и даже слове люди стремились отыскать множество сокрытых значений, которые прояснили бы им тайны мироздания и превратности человеческих судеб. Раскрытию этих значений помогали толкования, которые принимали разные формы, но неизменно извлекали из слов пророка Давида утешение в настоящем и намеки на будущее. Закономерно, что в эпохи, когда ломался привычный уклад и культура делала резкие повороты, когда пропагандировались новые идеи или менялись конфессиональные приоритеты, - во всех этих случаях средневековый человек обращался к Псалтири. Факты таковы. Рубеж XIV и XV вв., эпоха православного возрождения, переориентировавшая русскую культуру на нормы монастырского устава, отмечен созданием знаменитой Киевской Псалтири 1397 г. Миниатюры на полях служат зрительным эквивалентом типологической экзегезы, проецируя текст Псалтири на новозаветную историю. Интенсивные псалтирные штудии ознаменовали конец XV – первую половину XVI в., когда развернулись кампании против еретиков, которых обвиняли в «превращении» псалмов, т. е. в том, что они подвергли сомнению прообразовательные указания ветхозаветной книги (интерлинеарные Псалтири, Дмитрий Герасимов и Власий, Максим Грек, Вениамин, Нил Курлятев). Сами же антиеретические кампания входили в число мероприятий, обосновывавших сакральную миссию Московского царства. За учреждением Московской патриархии в 1589 г., ставшим кульминацией работ над новым образом России, последовал пропагандистский шаг - рассылка роскошных «Годуновских Псалтирей». В них, во вкладных записях, подчеркивалось, что Москва стала Третьим Римом. Наконец, в последние десятилетия XVII в., в преддверии Нового времени, к Псалтири вновь прикованы взоры (Авраамий Фирсов, Симеон Полоцкий, канты, в которых чтения Псалтири соотносились с новозаветными событиями). В перечисленных случаях, во все переходные эпохи, библейская книга, предугадавшая по воле Творца последующий ход истории, помогала людям увидеть глубокий смысл в переменах окружающего общества и его ценностей. Полезно, думается, сравнить средневековое восприятие Псалтири с отношением к ней в секуляризованной культуре XVIII в., на который пришелся расцвет русской псалмодической поэзии, утратившей теперь связь с религией (исследование проведено при поддержке РНФ проект 21-18-00527 «Литература "переходных эпох" как инструмент модернизации социальных связей» в ИРЛИ РАН)