50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Топология телесности в ранней лирике Маяковского

Олеся Равильевна Темиршина
Докладчик
профессор
Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова

201 (онлайн)
2022-03-18
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Тело, пространство, граница, топология субъекта, объект, метафора, Маяковский

Тезисы

Объектом исследования стала мотивно-образная парадигма телесности в дореволюционной лирике Маяковского.  Телесность в поэзии Маяковского оказывается глубинным онтологическим основанием сферы лирической субъективности в ее отношениях с «внешней реальностью». Для анализа области телесного в таком ракурсе необходимо исходить из общей модели, которая бы включала в себя пространственные категории (внешнее/внутреннее пространство, граница) и лирического субъекта. Отсюда и методология работы. Принципиально важной для исследования стала концепция топологии субъекта, разработанная А.Ш. Тхостовым. В рамках этой идеи бинарное субъект-объектное членение реальности заменяется триадой «субъект – граница – объект». Под границей понимается широчайшая область телесного, которая, располагаясь между субъектно-личностным и объектным полюсами, в отдельных случаях может сдвигаться в ту или иную сторону. Сущностной особенностью топологии субъекта в ранней лирике Маяковского является подвижность границы между внешним объектным и внутренним субъектным полями, что приводит к образу динамической и нестабильной телесности, которая ярко представлена в дореволюционной лирике поэта. Смещение телесной границы между субъектом и внешним пространством в дореволюционной поэзии Маяковского приводит к двум моделям телесности: (1) внешнему миру приписываются свойства человеческого тела; (2) человеческому телу атрибутируются свойства вещного внешнего мира. (1) Отелеснивание мира в ранней лирике Маяковского раскрывается в трех аспектах: наделение физического пространства свойствами и атрибутами человеческого тела, интерпретация неконкретных/абстрактных понятий через телесный код; реализация метафоры. (2) Граница между субъектом и объектом может сдвигаться и в противоположную сторону, от внешнего мира к телесности. Если в предыдущем случае мир был похож на тело, то здесь тело становится подобным миру, оно овеществляется и объективируется.   По нашим наблюдениям,  в ранней лирике Маяковского доминирует первая модель.  Это свидетельствует о том, что при нейтрализации границы между субъектом и объектом Маяковский отталкивается от полюса субъекта. Соответственно телесная граница в трихотомии «субъект – тело (граница) – объект» сдвигается вправо, что приводит к радикальному расширению телесных границ субъекта: он становится огромным и стремится поглотить мир, внеположный по отношению к нему. В результате такого поглощения нейтрализуется мучительная разорванность между внешним и внутренними планами: субъектное и объектное сливаются, формируя глобальное мировое тело. Такое схлопывание пространства реанимирует в дореволюционной лирике Маяковского древнейшие мифопоэтические смыслы, связанные с образом космического божественного тела, сопрягающего микро- и макрокосм.