50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Экфрасис музея в русской литературе ХХ века

Марина Валерьевна Бирюкова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (МСТимз)
2022-03-18
12:31 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Музейный экфрасис, русская литература ХХ века, музей, модернизм, постмодернизм, текст

Тезисы

В докладе освещается проблематика музейного экфрасиса – разновидности экфрасиса, трактуемого в контексте филологии как литературное описание произведений искусства.  Экфрасис музея или музейной коллекции как самостоятельный поджанр экфрасиса пока не получил достаточного освещения в литературоведении и смежных дисциплинах. Исследование музейного экфрасиса представляется перспективным направлением междисциплинарных исследований на стыке филологии, музееведения, философии и теории культуры, учитывая значительность презентации образа музея, музейной коллекции и музейной экспозиции в отечественной литературе ХХ века: от модернистского представления «мертвого» классического музея в «Стереоскопе» Александра Иванова и образов воображаемых музеев безумных коллекционеров в романах Константина Вагинова до лишенного связи с традицией штата советского музея в «Хранителе древностей» Юрия Домбровского, лицемерной атмосферы музея-заповедника, воплощающего у Сергея Довлатова дух культурной институции времен «застоя», и деконструкции музея как текста в постмодернистском «Пушкинском Доме» Андрея Битова. Диалектика музея как хранилища традиционной культуры и музея как объекта разрушительных интенций времен модернизма и постмодернизма раскрывается в русской прозе ХХ века в контексте переживания идей времени, смерти и забвения, в представлениях о музее, связанных с проблематикой «подлинного» и «ложного». В текстах постсоветской эпохи, например, у Сергея Носова, музейный дискурс не ограничивается трактовкой реальных и гипотетических музеев, но представляет музей как метафизическую проекцию реальности, или метатекст, символически связанный с культур-философской парадигмой современности. Интертекстуальность экфрасиса музея в русской литературе ХХ века, без сомнения, расширяет границы толкования данного термина. Музейный экфрасис в поэзии и прозе может анализироваться не только как описание музея и музейной коллекции, но как комплекс литературных приемов, предназначенных для конструирования соответствующего гипертекста. Развитие теории экфрасиса в последние годы свидетельствует об интересе научного сообщества к проблематике, связанной с определением функций и категорий взаимодействия текста и визуальных искусств.