50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Специфика образной составляющей новых культурно-гуманитарных праздников России

Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201 (онлайн)
2022-03-15
14:00 - 14:15

Ключевые слова, аннотация

Денотатно-референтная карта, современные праздники, дистрибутивный анализ

Тезисы

В настоящее время в связи с глобализацией и культурным обменом в России появилось много международных праздников, которые, не являясь выходными днями, отмечаются частью населения. Между тем в учебные пособия по русскому языку для иностранных учащихся новые праздники включаются редко.  Чтобы понять, почему так происходит, правильно ли это, о каких из них  нужно говорить на уроках по русскому языку и культуре, был проведён эксперимент, состоящий их трех этапов. Целью первых первого этапа было определение числа известных носителю языка праздников из числа отмечаемых в календарях. Оценивались три показателя: «слышал, что есть такой праздник», «отмечаю», «знаю и могу объяснить смысл». Первый показатель был критерием выбора события для дальнейшего исследования. Порог в 5% процентов прошли лишь 20 праздников. На втором этапе в соцсетях Facebook и Vkontakte  были размещены сообщения с просьбой написать о том, как отмечаются дни. Порог прошли 12 праздников, для которых оказалось возможным выявить характерные повторяющиеся действия и типичные объекты. Третьим этапом стал дистрибутивный анализ текстов СМИ за последние 3 года (2019-2021, газеты «Петербургский дневник», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Метро», «Российская газета»), проведенный с целью формирования денотатно-референтных карт выбранных праздников.  Согласно данным проведённого анализа, их можно разделить на три группы. 1.Оторванные от породивших их традиций и при перенесении на русскую почву утратившие ритуальную функцию, но сохранившие символы и предметы события. Код этих праздников содержит в себе оценочно-мотивационные, коммуникативные, творческие аспекты. 2. Праздники, создающие психологический баланс. В этой группе праздников проявляют себя познавательные (информационые), оценочно-мотивационные, коммуникативные аспекты.  3. Коммерциализованные праздники.  Основными аспектами этой группы можно назвать коммуникативный, потребительский и оценочно-мотивационный. Таким образом, семиотические аспекты праздника, проявляющиеся в выборе и семантике единиц их описания, позволяют говорить о том, что в них наблюдается преобладание индивидуального аспекта над социальным,  отсутствие ритуальной составляющей в связи с отсутствием нарратива в основании события; отсутствие системы статусов; отсутствие иного пространства; праздники не являются средством этнокультурной идентификации. В результате исследования автор доказательно приходит к выводу о том, что данные праздники не прошли полностью процесс институционализации и, как следствие, с прагматической точки зрения, материал о новых праздниках современного календаря целесообразно давать лишь при прохождении тем, связанных с досугом, личными или семейными традициями, молодёжными мероприятиями и фестивалями.