50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Музыкальный слух» Вл. И. Немировича-Данченко в литературе и на театре

Александр Владимирович Наумов
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Немирович-Данченко, Московский Художественный театр, драматургия XIX века, театральная критика, русская беллетристика

Тезисы

Вопрос о взаимосвязи литературного творчества Владимира Ивановича Немировича-Данченко, предшествовавшего открытию Московского Художественного театра (МХТ), и его режиссерской деятельности, поднимался на протяжении последнего столетия неоднократно. Публицистика, беллетристика и драматургия составили единство, оказавшее серьезное влияние на педагогическую и постановочную практику мастера. Основные проблемы, связанные с этой темой, неоднократно рассматривались исследователями театра и литературы, но до сих пор не попадали в поле зрения музыковедов. Между тем, методологически современное музыкознание к подобному дискурсу готово, подтверждением тому – многочисленные работы о «звуковых мирах» русских писателей, режиссеров, даже художников и архитекторов. Выявление музыкальных текстовых деталей в прозе, публицистике и драматургии с последующей их интерпретацией в контексте отдельных произведений и шире, на уровне наследия в целом, а также сопоставление с фактологией истории других видов искусства – путь, давно и прочно освоенный. В докладе будет сделана попытка обзора «излюбленного репертуара» Вл. И. Немировича-Данченко – писателя и человека (музыкальных сочинений, упоминаемых в его повестях, романах и пьесах, а также личной переписке и воспоминаниях), обозначены «проекции» подобных симпатий на оформление будущих спектаклей. Наиболее заметной точкой пересечения различных видов искусства выглядит оперный эксперимент над «Кармен», предпринятый режиссером в 1924 году, когда и литературная первооснова, и музыкальное решение, и театральная форма хорошо знакомого произведения подверглись решительному переосмыслению, многими не понятому и не принятому. Однако путь к «Кармен» был начат задолго до основания Музыкальной студии, задолго даже до самого открытия МХТ, и первой, во многом краеугольной вершины это движение достигло уже к 1901 году, когда готовилась премьера драмы «В мечтах» – последней законченной пьесы Вл. И. Немировича-Данченко, единственного его драматургического опуса, представленного в «своем» театре и спектакля, во многом определившего музыкальную политику русской сцены на полтора последующих десятилетия.