XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Интернет-мемы в современной культуре чтения: русская классика в поисках героя

Ольга Сергеевна Мигутина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлено описание публикаций сообщества в социальной сети «ВКонтакте» «Literary Memes» — интернет-мемов, посвященных литературе: выявлены самые популярные авторы и произведения, которые становятся предметом рефлексии интернет-мема. Дан социологический портрет аудитории сообщества. Проанализировано, как интернет-мем работает с «традиционной» интерпретацией классического художественного текста — в частности, как в интернет-меме трансформируется читательское восприятие героев русской классики.

Тезисы

Современная культура, как показал Г. Дженкинс, медиаконвергентна: в ней нет четкого разделения на «онлайн» и «офлайн» — а есть единое поле культурных практик и значений, которые перетекают из виртуального пространства в реальное и наоборот. Поэтому изучение культурных процессов, отраженных в сети Интернет, может дать вполне достоверные знания о том, как функционирует поле культуры в целом. Так обстоят дела в том числе с культурой чтения. В докладе представлен результат описания литературных интернет-мемов, опубликованных в сообществе в социальной сети «ВКонтакте» Literary Memes за семимесячный период, — выявлены самые популярные авторы и произведения, которые становятся предметом рефлексии интернета-мема. Дан социологический портрет аудитории сообщества. Произведено сравнение «классических» интерпретаций художественных текстов и предлагаемых интернет-мемом интерпретаций этих же текстов. В ходе анализа полученных данных мы постарались ответить на следующие вопросы: как интернет-мем реструктурирует иерархически выстроенное историко-литературное поле — как трансформируются его конвенциональные ценностные доминанты? Как интернет-мем работает с «традиционной» интерпретацией художественного текста — за счет чего интернет-мем трансформирует устойчивые культурные значения? Как в интернет-меме трансформируется устойчивое восприятие героев русской классики — и кто оказывается «настоящим» героем? Полученные выводы позволяют взглянуть на материал в междисциплинарной перспективе и поставить более широкий вопрос о связи индивидуального опыта прочтения художественного текста с проблематикой memory studies — о потребности читателя конструировать собственную идентичность и солидаризироваться с «воображаемым» сообществом через определенным образом интерпретируемый текст.