XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Oh no, I hope I don’t fall…»: во что влюбляются пользователи TikTok

Анна Владимировна Дидык
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены результаты исследования TikTok-мема «Oh no, I hope I don’t fall…». Было проанализировано содержание 100 видеороликов, отобранных в соответствии с рассматриваемой структурой, что позволило выявить повторяющиеся черты и поведенческие особенности, которые авторы видео находят привлекательными. Гипотеза о существовании конкретного набора черт «идеального партнёра», воспроизводящихся в TikTok-мемах, была подтверждена.

Тезисы

Часть видео в TikTok распространяются по принципу мемов. В рамках данной работы был проанализирован один из таких TikTok-мемов, который по повторяющемуся элементу можно условно обозначить как «Oh no, I hope I don’t fall…». Структура мема следующая: в первой части человек имитирует произнесение вышеупомянутой фразы, во второй — перечисляются черты, которые, согласно выдвигаемой гипотезе, характеризуют «идеального партнёра».
В качестве материала отобрано 100 видеороликов, воспроизводящих описанную структуру мема, с целью фиксации повторяющихся характеристик и прослеживания закономерностей. Материал был собран в один день с помощью поиска по аудиозаписям. Авторами всех видео являются девушки.
В ходе анализа были определены частотные черты и поведенческие особенности. Часть таких характеристик пришла из «терапевтического языка», который распространяется под влиянием поп-психологии и вследствие популяризации и дестигматизации психотерапии. Они не указывают на конкретные особенности, а воспроизводят новое обобщенное представление об «идеальном партнёре», сформировавшееся в ходе «терапевтического поворота».
В итоге представляется возможным выделить «нейтральные» качества, предпочтительные особенности, сформированные под влиянием «терапевтического» дискурса, и те характеристики, чей статус остается дискуссионным.
Однако важно отметить, что в ряде видео вторая часть подвергается изменениям, в ней описывается принципиально другой набор характеристик, которые, напротив, не являются предпочтительными. В этом случае мем носит иронический характер, так как возникает противоречие первоначальной интенции.
Были и единичные видео, транслирующие черты, индивидуальные предпочтения, выбивающиеся из общего ряда.
В результате исследования гипотеза была подтверждена и расширена. Действительно, в большей части видеороликов представлены черты и поведенческие особенности «идеального партнёра», однако выявлена и тенденция к созданию ироничных вариантов.
Материал TikTok-мемов представляется перспективным для дальнейшего дискурсивного и нарративного анализа, исследования изменений гендерных и поведенческих норм и стереотипов.