XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эстетика современного средневековья и карнавала в рамках проекта «Страдающее Средневековье»

Алиса Александровна Печеникина
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён культурологическому исследованию популярного медиапроекта «Страдающее Средневековье» в качестве пространства репрезентации современно культуры как эпохи неосредневековья, а также в контексте концепции смеховой культуры карнавала М.М. Бахтина. Обращение к темам «низа», десакрализация сакральных сюжетов, актуализация злободневных событий через соотнесение со средневековым графическим сюжетом рассматриваются автором как признаки культуры карнавала. В докладе ставится вопрос о типологической близости этого явления игровой культуре постмодерна. 

Тезисы

Цель исследования — проанализировать специфику современной смеховой культуры на материале проекта «Страдающее Средневековье». Для достижения данной цели автором доклада поставлены следующие задачи: собрать и классифицировать лексический и визуальный материал, исследовать связь между изображениями и подписями, проанализировать особенности стиля комментариев. 
В качестве эмпирического материала мы выбрали записи группы ВКонтакте «Страдающее Средневековье». 
В ходе исследования автор доклада использовал такие методы, как системный и структурный, метод интент-анализа, метод контекстуального анализа.
В настоящее время Средневековье находится на пике такой популярности, что культурологи даже называют нашу эпоху неосредневековьем. Современный интерес к Средним векам объясняется ощущением сходства с людьми той эпохи, которое проявляется в общих карнавальных чертах мировосприятия. Согласно концепции М. М. Бахтина, средневековая карнавальная культура несла в себе народное миропонимание через смех. Современная смеховая культура — это способ человека XXI в. выразить свое отношение к миру через смех. Мы увидели яркое проявление современной смеховой культуры в медийном проекте «Страдающее Средневековье», который способствует популяризации средневековой культуры благодаря не только соответствующим постам, но и печатным изданиям и играм. Этот проект иллюстрирует формы, свойственные карнавальной культуре: обращение к темам низа  через публикации средневековых и более поздних картин и современных изображений, демонстрирующих эту область карнавальной культуры, а также их сочетание с подписями, посвященными телесному низу (например, изображение рыцаря с длинным копьем и подпись «Хочешь такую же длину? Есть старый дедовский рецепт» (орфография авторская)); работа с десакрализацией религиозных образов: изображения на религиозную тему и подписи (например, комментарий «Наказание резиновых утят в Аду» под миниатюрой, изображающей ад); актуализация злободневных событий и тем посредством обращения к визуальным сюжетам Средневековья в контексте карнавальной культуры «мира наизнанку» (например, изображение чумного доктора, наложенное на картину о Черной смерти, вызывает в памяти у человека воспоминания о карантине 2020 г.).
Трудно не заметить, что карнавальность, формально отсылающая нас к средневековому карнавалу, в то же время очень близка эстетике современного постмодерна, который тоже провозглашает игру с культурой. Но средневековая смеховая культура связывала между собой формы одного времени (хотя эти формы различны по своей характеристике), а в эпоху постмодерна соединяются культурные явления разных временных отрезков.