XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Ирония в фильме Н. Баумбаха «Милая Фрэнсис» (2012)

Екатерина Александровна Подольская
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В последние годы растет интерес к теории метамодернизма и связанных с ним понятий, таких как «новая искренность», «постирония», «quirky». Работы независимого американского режиссера Н. Баумбаха часто рассматриваются критиками как образец «новой искренности». Цель доклада — исследовать проявления иронии в фильме «Милая Фрэнсис» (2012) Баумбаха и выявить, какие нарративные, визуальные и аудиальные приемы позволяют рассматривать фильм как метамодернистское произведение.



Тезисы

Современные авторы, стремясь выйти за рамки проблем и противоречий современной культуры, переосмысляют традиционные приемы постмодернизма и вынуждены балансировать между двумя противоположными состояниями, такими, как ирония и искренность, наивность и скептицизм и т. п., что позволяет говорить о возникновении нового культурного феномена — метамодернизма. Сочетание крайностей становится одной из его основных характеристик. Согласно Л. Константину, выделившему четыре тенденции в современном искусстве — «четыре лика постиронии» (мотивированный постмодернизм, доверчивая метапроза, постироничный Bildungsroman и реляционное искусство), постирония есть переоценка постмодернизма, а названные тенденции представляют собой четыре реакции на иронию постмодерна как форму и на иронию постмодерна как содержание. Константину связывает метамодерн и постиронию, хотя и отделяет последнюю от «новой искренности».
В докладе исследуются способы выражения иронии в фильме «Милая Фрэнсис» (2012) Н. Баумбаха. Представляется, что Баумбах, работая в этом фильме с тропом иронии, балансирует между двумя крайностями, в частности, главная героиня предстает то в трагикомическом свете, то в мелодраматически наивном. В докладе выдвигается предположение, что режиссерская стратегия конструирования ироничного измерения фильма позволяет говорить о постиронии и рассматривать «Милую Фрэнсис» как метамодернистское произведение.