XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Карнавальный мир Э. Кустурицы (на материале фильма «Черная кошка, белый кот») как отражение постюгославской картины мира

Александра Дмитриевна Дмитриева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу особенностей кинотекста сербского режиссера Э. Кустурицы. Опираясь на методологическую базу семиотики кино Ю. М. Лотмана и понятие «лиминальности» А. ван Геннепа, автор доклада сопоставляет художественные и языковые средства выразительности режиссера с концепцией карнавала М. М. Бахтина. В результате исследования автор приходит к заключению о том, что сюрреалистическое и комически-трагическое в кинотексте Э. Кустурицы отражают специфическое мироощущение постюгославского пространства. В докладе представлено разграничение разных аспектов «карнавального» в данном регионе.




Тезисы

Целью данной работы является анализ особенностей киноязыка Э. Кустурицы (на материале фильма «Черная кошка, белый кот», 1998) как инструмента создания специфически постюгославской карнавальной образности. В исследовании мы отталкиваемся от теоретических положений М. М. Бахтина о смеховой культуре как самосознании общества, потребность в котором актуализируется вместе с нарастанием критичности проблем, встающих перед ним. Иррациональность, экстравагантность, неконтролируемые реакции, преувеличенная эмоциональность, переходящая в экзальтацию, тенденции к насилию — это все то, за что югославский кинематограф подвергается жесткой критике со стороны западных исследователей и любителей кино. В нашей работе перечисленные черты рассматриваются как проявления особой постюгославской карнавальности. К задачам, преследуемым в ходе исследования, относятся установление предпосылок возникновения дискомфортной для этнической самоидентификации ситуации в обществе, выделение и анализ элементов авторского дискурса и художественных способов его выражения, установление точки зрения автора, его личных рефлекторно-ассоциативных мотиваций, а также разведение понятий «каранавального».
В качестве методологической базы исследования нами использовалась семиотика кино Ю. М. Лотмана и понятие «лиминальности» французского антрополога А. ван Геннепа. В результате анализа мы пришли к заключению, что трагикомедийный жанр, разрабатываемый Э. Кустурицей, позволяет наиболее полно реализоваться культуре карнавальности, которая является исторически обусловленной формой жизни постюгославского общества.