XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эволюция женских образов в супергеройском комиксе

Арина Сергеевна Забурниягина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен эволюции восприятия роли женщины в супергеройском комиксе в США. На ранних стадиях развития жанра героини выступали в качестве «дам в беде» и лишенных индивидуальности возлюбленных героев-мужчин. Редкие исключения, такие как Чудо-Женщина, которая являлась центральным персонажем, все же отражали традиционные представления о гендерных ролях. В докладе делаются выводы, что с 1970-х гг. подход к созданию женских образов изменился: женщины стали играть в сюжетах центральные роли, многие получили свои линейки комиксов, появилось разнообразие в характерах и внешности героинь.

Тезисы

Основной задачей доклада является анализ образов главных и второстепенных героинь американских комиксов, а материалом выступают супергеройские комиксы с 1940-х гг. и до наших дней. В докладе делается обзор женских персонажей комиксов Золотого и Серебряного веков, которые, в отличие от героев-мужчин, в основном пассивны. Прежде всего, женские персонажи — возлюбленные главных героев, и этим ограничивается их роль в сюжете. Они выполняют функцию психологического раскрытия личности супергероя: наличие романтического интереса показывает героя с новых сторон, очеловечивает его и позволяет создать дополнительный внутренний конфликт. Героини часто выступают в роли «дам в беде», которых супергерой раз за разом спасает от злодеев, и сами девушки не предпринимают никаких активных действий, чтобы спастись, ведь в таком случае герой не сможет вновь проявить свои способности, смелость и благородство. В таких ситуациях героини-возлюбленные — это скорее функции, чем полноценные персонажи, а их поведение обусловлено законами жанра. Часто все происходящее с героинями более ранних комиксов является неким рычагом, побуждающим супергероя на ответные действия, у женских персонажей нет самостоятельных сюжетных веток. Однако многое начинает меняться с окончанием Серебряного века комиксов. Это событие можно достаточно четко определить во времени: традиционно считается, что смерть Г. Стейси в выпуске «The Amazing Spider-Man» #121 (1973) стала поворотным моментом в истории комиксов. До этого супергерои никогда не терпели таких катастрофических неудач, и уж тем более их возлюбленные не умирали настолько жестоко. Именно поэтому считается, что смерть Гвен Стейси ознаменовала начало новой эпохи в истории жанра — Бронзового века. На первый план начинают выходить индивидуальные героини, например такие, как Дж. Грей, одна из самых популярных женских персонажей комиксов, начиная с 1970-х гг. Вторая половина 1960-х, так же как и 1970-е, запомнившиеся в истории США многочисленными протестами, борьбой за права меньшинств и расцветом субкультур, изменили представление об обществе в целом, и о женщине в частности. В докладе подчеркивается, что комикс, всегда стремившийся к отражению актуальной общественной и политической обстановки, среагировал очень быстро: становятся все более популярными герои разных рас и национальностей, а также яркие женские персонажи. В докладе делаются выводы о том, что за время существования супергеройского комикса подход к созданию женских образов кардинально изменился. Изначально героини соответствовали традиционным представлениям о гендерных ролях, их объединяла вторичность по отношению к мужским персонажам. Со временем комиксы отходят от такой модели, и женские персонажи «обретают право» обладать сложным характером и не зависеть от действий героев-мужчин.