XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексико-грамматические особенности провокативных речевых жанров в русском художественном тексте

Дарья Сергеевна Псома
Докладчик
студент 1 курса
Донецкий национальный университет

Ключевые слова, аннотация

В исследовании анализируется провокативный дискурс в художественном произведении — романе М. Петросян «Дом, в котором…». Устанавливается, что в основе данного типа дискурса лежат провокативные речевые жанры: совет, нотация, укор, признание.

Тезисы

Провоцирование интерпретируется нами как вид речевого воздействия, направленный на побуждение адресата к совершению требуемых адресантом действий. Такой тип речевого воздействия лежит в основе провокативных речевых жанров.
Основные задачи исследования состоят в описании признаков провоцирования в речи героев литературного произведения с учётом их возраста, характера, социальной принадлежности; определении лексико-грамматических маркеров провокативных речевых жанров; систематизации провокативных речевых жанров с учетом частотности их использования в художественном тексте.
В качестве материала исследования выбран роман М. Петросян «Дом, в котором…», т. к. основной сюжет произведения построен на описании конфликтогенных ситуаций в детском доме. Участниками конфликтов являются подростки, их коммуникация основана на провоцировании.
В романе Петросян нами выделены следующие провокативные жанры: «совет», «нотация», «укор», «признание». «Совет» представляет собой доброжелательное ненавязчивое наставление адресату относительно его поступков, коммуникативная цель данного речевого жанра — коррекция поведения адресата. В тексте обнаруживаются следующие лексико-грамматические особенности речевого жанра «совет»: глагольные формы повелительного наклонения 2 лица ед. ч. Напр., «Кури, — сказал Лорд сочувственно. — Почему ты не куришь? Табаки, отдай ему сигареты».
«Нотация» представляет собой поучение, стремление адресанта обратить внимание адресата на нужное для адресанта и желаемое поведение. Лингвистические признаки данного жанра — предикативы со значением долженствования: «Это мой первый круг, — признается он убитым тоном. — Я должен фиксироваться, где только смогу, а не то вылечу».
«Укор» интерпретируется нами как негативная оценка действия или поведения адресата. Лексико-грамматические маркеры данного речевого жанра — это глаголы в изъявительном наклонении в форме 2 лица настоящего времени или в формах прошедшего времени: «Меньше всего Помпей ожидал такого вопроса. Сначала он удивился. Потом обиделся. — Ты что, издеваешься?».
«Признание» как речевой жанр подразумевает доверительную интонацию, благодаря которой и происходит провоцирование. Для реализации жанра чаще всего используется сочетание личного местоимения и глагола: «Я вообще больше ничего не боялся, хотя запрет не был снят, мне надо было помнить об этом. Но мне было слишком хорошо».
Перспективы исследования состоят в каталогизации провокативных речевых жанров в художественном тексте.