XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Мир, где так хорош и мягок лунный свет»: лунная ночь в прозе А. П. Чехова

Валерия Андреевна Андоскина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Один из самых частых пейзажных мотивов в прозе А. П. Чехова — лунная ночь, описания которой присутствуют в более чем тридцати рассказах и повестях; эти пейзажи во многом схожи, но вместе с тем и разнообразны. Доклад посвящен описанию колорита лунных пейзажей в рассказах Чехова, их сопоставлению, выявлению сходств и различий между ними, а также особенностям употребления детали в таких пейзажах; особое внимание будет уделено связи чеховских описаний лунной ночи с литературной и живописной традицией.

Тезисы

В одном из писем брату Александру А. П. Чехов советовал избегать «общих мест» в описании природы и изображать пейзаж через «мелкие частности»: «У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка» (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма. Т. 1. М., 1974. С. 286).
Эта цитата из письма стала одним из самых известных чеховских «советов начинающим писателям», а блестящее в лунном свете стеклышко — примером выразительной детали, заменяющей собой развернутое описание. Изображая лунную ночь, Чехов использовал этот прием, но чаще он описывал не мелкие детали, подобные разбитой бутылке, а те самые «общие места», от которых советовал отказаться: небо, море, деревья и облака, подчеркивая при этом не постоянные их признаки, а временные, изменчивые — освещение и цвет.
В большей части «лунных» пейзажей Чехова описываются очертания пятен света и силуэты теней тех или иных предметов (как в рассказах «Архиерей», «Ионыч», «У знакомых» и др.): свет обыкновенно белый, а тень черная. Такое «графическое» изображение, вероятно, обусловлено литературной традицией: так лунная ночь изображена в прозе Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. При этом есть редкие исключения — в некоторых рассказах и повестях Чехова лунная ночь «цветная»: упоминаются сиреневый и золотой («Дама с собачкой»), бирюзовый («Попрыгунья»), синий и серебристый («В овраге») и другие необычные для описания ночи цвета. Интересно, что в некоторых ранних рассказах возможны неточности, когда один предмет в лунном освещении видится цветным, а другой черно-белым, но позднем творчестве Чехова подобные смешения «живописи» и «графики» почти не встречаются.
В докладе будут рассмотрены различия между «графическим» и «живописным» пейзажами у Чехова, а также предложено объяснение выбора того или иного способа изображения лунной ночи в некоторых рассказах.